Размышление Святейшего Отца перед чтением молитвы «Ангел Господень» 22 марта: наша вера должна соответствовать делам
Дорогие братья и сёстры,
В это пятое воскресенье Великого поста евангелист Иоанн обращает наше внимание на интересную деталь: некоторые «эллины» иудейского вероисповедования, прибывшие в Иерусалим на праздник Пасхи, обращаются к апостолу Филиппу и говорят ему так: «Нам хочется видеть Иисуса» (Ин 12,21). Во священном граде, куда Иисус отправился в последний раз, было много народу. Был простой и смиренный люд, принявший с ликованием пророка из Назарета, видя в Нем Посланника Божия. Были первосвященники и старейшины народа, которые хотели Его убить потому, что считали Его еретиком и опасным человеком. Были также люди, как эти «эллины», которым было интересно увидеть Его и узнать больше о Нём и Его деяниях, последнее из которых – воскрешение Лазаря – вызвало настоящее потрясение.
«Нам хочется видеть Иисуса»: эти слова, как и многие другие в Евангелиях, выходят за рамки конкретного эпизода и выражают нечто универсальное; они выявляют желание, которое красной нитью проходит сквозь времена и культуры, – желание, живущее в сердцах многих людей, которые слышали о Христе, но еще Его не встретили. «Я хочу видеть Иисуса» – так говорит сердце этих людей.
Косвенно отвечая на это желание видеть Его, Иисус произносит пророчество, которое открывает Его личность и указывает путь, чтобы можно было воистину познать Его: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому» (Ин 12,23) . Это час Креста! Это час поражения сатаны, князя зла, и окончательной победы милосердной любви Бога. Христос заявляет, что будет «вознесён от земли» (ст. 32). Это выражение имеет двоякий смысл: «вознесён», потому что будет распят, и «вознесён», потому что будет прославлен Отцом в Воскресении, чтобы привлечь всех к Себе и примирить людей с Богом и их самих между собой. Час Креста, самый мрачный в истории, — этот час является также источником спасения для тех, кто верует в Него.
Продолжая пророчество о Своей уже очень близкой Пасхе, Иисус использует простой и впечатляющий образ «пшеничного зерна», которое, пав в землю, умирает, чтобы принести плод (ср. ст. 24). В этом образе мы находим еще один аспект Христова Креста: аспект плодородия. Крест Христа плодороден. В самом деле, смерть Иисуса является неисчерпаемым источником новой жизни, потому что она несёт в себе обновляющую силу Божьей любви. Погруженные в эту любовь во время Крещения, христиане могут становиться «пшеничными зёрнами» и приносить много плода, если, как Иисус, «возненавидят душу свою в мире сем» ради любви к Богу и к братьям (ср. ст. 25).
Поэтому тем, кто и сегодня «желают видеть Иисуса», тем, кто ищут лика Божия, тем, кто получили катехизис в детстве и затем больше не возвращались к нему и, возможно, потеряли веру; многим, кто еще не встретили Иисуса лично, — всем этим людям мы можем предложить три вещи: Евангелие, Распятие и свидетельство нашей веры, бедной, но искренней. Евангелие: в нём мы можем встретить Иисуса, слушать Его и познакомиться с Ним. Распятие — это знак любви Иисуса, Который отдал Себя за нас. И затем вера, которая проявляется в простых жестах братской любви. Но прежде всего – в нашей последовательности в жизни между тем, что мы говорим, и тем, как мы живем, в последовательности между нашей верой и нашей жизнью, между нашими словами и нашими действиями. Евангелие, крест, свидетельство: да поможет нам нести всё это Пресвятая Богородица.
Источник: Радио Ватикана