Папа Франциск на Международном катехитическом конгрессе

29 сентября с.г. в контексте Года Веры отмечался День молитвы о катехизаторах. В эти же дни, с 26 по 29 сентября в Ватикане проходил Международный катехитический конгресс, в котором приняло участие 1600 катехизаторов со всего мира. произнес для них специальную катехезу. Произошло это в Зале им. Павла VI в пятницу 27 сентября.

Понтифик отметил, что катехизатор – это не просто «профессия» или «специальность». Это – призвание, с которым сопряжено немало требований, поскольку речь идет о том, чтобы помочь другим людям встретиться со Христом, делая это собственным словом, свидетельством и примером жизни. Но для этого необходимо всякий раз начинать с начала, начинать с Христа.
Следует «быть», а не «работать катехизаторами» или «заниматься катехизацией». Святой Отец процитировал слова Папы на покое Бенедикта XVI: «Церковь растёт не прозелитизмом; людей привлекает свидетельство». «Люди, — добавил Папа Франциск, — читают Евангелие по вашей жизни». Ключевыми в катехезе Папы были три момента: «близкие отношения с Христом», «умение начинать с Христа», «бесстрашное следование с Ним на окраины жизни».

«Первым делом для каждого ученика, — продолжил Святой Отец, — является пребывание с Учителем и обучение у Него. Этот момент постоянно актуален, это – путь на всю жизнь! Например, для меня очень важно пребывать перед дарохранительницей, пребывать в присутствии Господа, позволить Ему взирать на меня. Даже если засыпаешь, оставайся с Ним. Это – нечто более важное, чем само имя катехизатора. Это возжигает сердце, поддерживает огонь дружеских отношений, позволяет тебе ощутить, что Он воистину смотрит на тебя, что Он – близко и любит тебя. Я понимаю, что для вас это не так просто. Особенно для тех, у кого есть семьи и дети. Тогда трудно высвободить много времени и провести его в покое. Но, слава Богу, все не обязаны заниматься одним и тем же. В Церкви полно разнообразных призваний и форм духовной жизни. Важно найти подходящую форму пребывания с Господом, и это возможно при любом образе жизни. Пусть в эту минуту каждый спросит себя: а как я переживаю свое пребывание с Иисусом? Нахожу ли я время, чтобы находиться в Его присутствии, в тишине, позволяю ли Ему руководить собой? Позволяю ли Его огню зажечь мое сердце? Если в наших сердцах нет Божией теплоты, Его любви, Его нежности, то как мы, бедные грешники, сможем зажечь сердца других людей?»

Другой момент – это умение «начинать с Христа», т.е. следовать за Ним, превозмогая себя, чтобы таким образом выйти навстречу другому человеку. По словам Папы Франциска, это прекрасное и несколько парадоксальное ощущение: чем больше мы открываемся Иисусу, тем больше Он открывает нас другим людям, посылает нас к ним. «Это – истинная динамика любви, это – побуждение Самого Бога!» — воскликнул Папа Франциск.
«Бог – в центре, — продолжил он, — но, вместе с тем, Он является непрестанным самодарованием, отношением, жизнью, которая передается… Такими можем стать и мы, если пребываем совместно во Христе. Он позволяет нам вступить в эту динамику любви. Там, где имеет место настоящая жизнь во Христе, имеет место открытость другим людям, имеет место преодоление себя, ради встречи с другим человеком во имя Иисуса. Серде катехизатора работает в ритме “сжимаюсь – разжимаюсь”: единение со Христом – встреча с другим человеком. Сжался-разжался. И если отсутствует какое-либо одно их двух этих движений, сердце перестает биться и умирает. Катехизатор получает в дар керигму, а затем сам ее дарит. Подобным образом устроена и природа керигмы: это – дар, генерирующий миссию, которая побуждает выйти за собственные границы. Святой апостол Павел говорил: “любовь Христа торопит нас”, но это “торопит нас” можно перевести и как “объемлет нас”. Так оно и есть: эта любовь привлекает и посылает, объемлет нас и преподносит в дар другим людям. Благодаря этой разнице потенциалов и бьется сердце христианина, а прежде всего – катехизатора. Спросим самих себя: может ли мое сердце биться в ритме единения со Христом и встречи с другим человеком? Черпает ли оно пищу из отношений с Господом, но с той целью, чтобы возвестить Его другим людям? Скажу вам одно: я не понимаю, как катехизатор может оставаться бездеятельным, без такого вот движения. Не понимаю».

Далее, процитировав по памяти историю пророка Ионы, Папа подчеркнул, что «умение начинать с Христа» сопряжено с готовностью вместе с Ним бесстрашно пойти на окраины, не взирая на все связанные с этим трудности. С этими трудностями Иона первоначально не смог справиться: он не сумел выйти за пределы известных ему схем, стереотипов, упорядоченного образа жизни. Поэтому он попытался бежать от Бога и Его гласа.
«Его пример, — сказал Святой Отец, — учит нас преодолевать границы наших стереотипов в подражание Богу. Бог не боится, знаете ли вы об этом? Бог не боится. Бог всегда идет дальше, Бог не опасается окраин. Бог всегда преисполнен верности и творчества, Он не замкнут в себе, благодаря чему Он никоим образом не является суровым. Он принимает нас, выходит нам навстречу, Он понимает нас. Чтобы остаться верными, чтобы быть творческими, необходимо уметь меняться. Чтобы пребывать в Боге, необходимо уметь выходить и не бояться этого. Если катехизатором овладеет страх, он станет трусом. Если катехизатор будет спокойно сидеть на месте, он превратится в музейную статую. И таких есть немало. Я прошу, чтобы больше не было музейных статуй. Если катехизатор является ригористом, он превращается в пустую упаковку, в бесплодное дерево. Я спрашиваю вас, катехизаторов, хочет кто-нибудь из вас быть трусом, музейной статуей или бесплодным деревом? Кто-то хочет этого? (возглас из зала: Нет!). Точно нет? Это хорошо».

Папа Франциск подчеркнул, что Иисус не говорит катехизаторам: «Идите и справляйтесь сами». Он говорит: «Идите, и Я с вами». В этой связи Святой Отец еще раз повторил свои слова о том, что замкнувшаяся в себе Церковь тяжело больна, и призвал к большей открытости, к большему доверию. Христос всегда впереди нас. Куда бы мы ни пошли, Он уже там и ждет нас. Когда мы остаёмся запертыми в наших схемах, в наших группах, в наших приходах и движениях, — отметил Папа, — случается то, что происходит с человеком, запертым у себя в комнате: мы заболеваем.
«Тысячу раз предпочту катехизатора, который не боится рискнуть и выйти к людям, катехизатору ученому и всезнающему, но вечно закрытому и нездоровому. А то и больному на всю голову…», — сказал в заключение понтифик.

Кульминацией Международного катехитического прогресса и увенчанием Дня катехизатора стала Папская Месса на площади Св. Петра в воскресенье, 29 сентября, в которой приняло участие 100 тысяч человек. В своей проповеди Святой Отец отталкивался от предостережения, обращенного пророком Амосом (1-е чтение) по адресу «беспечных на Сионе». Материальное благополучие и чувство личной безопасности замыкает их в себе и приводит к «утрате человеческого лица», символом чего является отсутствие личного имени у богача из притчи Иисуса о богаче и Лазаре (Евангелие 26-го Рядового воскресенья). Его имя – это его имущество, поскольку ничего иного у него нет. Однако люди сотворены по образу и подобию Божию, а не по образу и подобию вещей или идолов.
В этой связи катехизатор призван стать человеком, напоминающим о Боге и Его спасительных деяниях. Примером в этом отношении является Мария, которая сразу же после Благовещения «с поспешностью» устремляется к своей родственнице Елизавете и в ее доме воспевает берущий за сердце гимн «Величит душа моя Господа…» о том, как Бог «призрел на смирение рабы Своей», и о Его охватывающем все людские поколения милосердии.
Что мы должны делать, чтобы не стать «беспечными на Сионе», которых обличает пророк? Для этого нам нужно последовать рекомендациям апостола Павла, которые тот дал своему ученику Тимофею (2-е чтение): «преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
«Помолимся Господу, чтобы все мы были людьми хранящими и питающими память о Боге в своей жизни и умеющими пробудить ее в сердцах других людей», — подвел итог Папа.

По окончании Мессы, за несколько минут до полудня, понтифик прочитал вместе с народом молитву Angelus, предварив ее несколькими приветствиями, одно из которых было встречено горячими аплодисментами всей площади:
«С особым приветствием я обращаюсь к моему Брату, Его Блаженству Иоанну Х, Патриарху Антиохии и всего Востока. Его присутствие побуждает нас еще раз помолиться о мире в Сирии и на Ближнем Востоке», — сказал Святой Отец.

См. полный текст проповеди Папы Франциска на Мессе 29 сентября 2013 г.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна