О. Канталамесса: благодаря Святому Духу Иисус присутствует в нашей жизни, а не только в памяти
19 февраля в часовне Redemtoris Mater ватиканского Апостольского дворца о. Раньеро Канталамесса произнёс первую проповедь Великого Поста. Обращаясь к Святейшему Отцу и членам Римской Курии, проповедник Папского дома отметил, что необходимо вновь осмыслить присутствие и роль Святого Духа в Церкви. Решительный шаг на этом пути сделал Второй Ватиканский собор, но в соборной конституции Sacrosanctum Concilium, в положениях о Священной литургии, главенствующая роль отводится Христу и Церкви, однако недостаточно говорится о деянии Святого Духа. Ссылаясь на Отцов Церкви, о. Канталамесса подчеркнул необходимость «защиты тринитарного динамизма в литургии». Этот динамизм, напомнил проповедник, хорошо был выражен у св. Василия Великого:
«Точно так же, как Божественное нисходит к нам от Отца через Сына в Духе Святом, так и человеческое восходит к Отцу через Сына в Святом Духе».
«Недостаточно, — подчеркнул отец-капуцин, — время от времени вспоминать о существовании Святого Духа; нужно признать Его роль связующего звена, будь то исход творений от Бога или же возвращение творений к Богу. Пропасть между нами и историческим Иисусом заполнена Святым Духом. Без Него всё в литургии будет одним лишь воспоминанием; с Ним же всё становится также присутствием».
Литургия, оживотворённая Духом, исполняет одну из своих «первичных задач, а именно освящение душ», — отметил проповедник. «Святой Дух не создаёт новинок, но всё обновляет». Третья ипостась Пресвятой Троицы «особенно животворит молитву прославления, — средоточие каждой литургической молитвы».
В завершение своей проповеди о. Раньеро Канталамесса отметил, что Святой Дух ходатайствует за нас и учит нас, в свою очередь, ходатайствовать о других. Заступничество, отметил священник, является «неотъемлемой частью литургической молитвы Церкви»:
«Молитва ходатайства весьма угодна Богу: она освобождает от эгоизма, более точно отражает Божественную безвозмездность и согласуется с волей Бога, Который ‘хочет, чтобы все люди спаслись’. Хотя Бог и должен наказывать, однако, будучи милосердным Отцом, Он старается найти все возможные оправдания, дабы этого не делать; и Господь счастлив в Своем сердце, когда братья виновника также воздерживаются от этого».