Монс. Гондецкий о Синоде: доктрина неизменна, необходимо обновление пастырского служения
Учение о браке должно быть заново осмыслено: это одна из тем, выдвинутых на обсуждение со стороны Отцов Синода. По их мнению, милосердная любовь к людям, живущим в неканонических ситуациях, не может замалчивать евангельского и церковного учения о добре, правде, зле и грехе. О дебатах на текущем Синоде по вопросам семьи перед микрофонами Ватиканского радио рассказал президент Польской епископской конференции монс. Станислав Гондецкий:
«Многие считают, что не стоит повторять доктрину и всё то, что уже известно, а нужно остановиться на пастырстве. Это большая ошибка: мнение о том, что все знают учение о семье, совершенно неверно. Очень многие католики не в состоянии вспомнить фундаментальных положений учительства Церкви о браке и семье. Таким образом, мы должны поступать в духе Второго Ватиканского собора, который был собором пастырским: он предложил заново учение Церкви и, начиная с этой предпосылки, сформулировал правоверную пастырскую практику. Проблема в том, что мы забыли о понятии греха: мы говорим, что все мы грешники, но греха как такового не существует. Милосердие и обращение очень близки друг к другу, однако без осознания греха невозможно говорить о милосердии».
Тема греха очень важна, отметил монс. Гондецки, потому что если милосердие не зависит от обращения, то какой смысл говорить о Страшном суде, о наказании за грех? Все эти вещи не из разряда страшилок: они выявляют состояние человека и являются неотъемлемой частью христианской антропологии. Пастырское служение означает погружение доктрины в современность, потому пастырство — это не абстракция, но конкретный ответ на наши злободневные ситуации.
Говоря о деликатном вопросе Причастия для разведённых и повторно заключивших гражданский брак, польский прелат отметил, что эти пары являются неотъемлемой частью Церкви и церковной жизни. У них есть много возможностей для личного развития в жизни Церкви: воспитание детей, дела милосердия, внимание к Слову Божьему, их присутствие в Церкви и молитва вместе с общиной. Таким образом, из-за своего развода они не исключены из церковной жизни. Тем не менее, подчеркнул монс. Гондецки, когда мы говорим о Святом Причастии, мы всегда имеем в виду полное единство с Христом, Который реально присутствует в Евхаристии. Это Таинство может принять лишь тот, кто не пребывает в состоянии греха, кто исповедовался и старается обратиться к Богу. В то время как разведённые и повторно заключившие гражданский брак, пребывают в состоянии супружеской измены. Можно говорить об эмпатии, о милосердии к ним, но человеческий закон не может преобладать над законом Христа, над требованиями, которые Христос завещал в Евангелии. Изменять Евангелие — это очень опасная вещь.
Источник: Радио Ватикана