“Мир с Богом или без Бога?” Размышления после «Двора язычников» в Швеции

В середине сентября в Швеции прошел двенадцатый «Двор язычников», встреча между верующими и неверующими на тему “Мир с Богом или без Бога?”. На эту встречу, продлившуюся два дня, собрались деятели культуры и науки Швеции, представители религий и убежденные атеисты.

Швецию часто называют постхристианской страной, где, согласно статистике, сильнее всего укоренилась секуляризация, вытеснившая Бога, страной, где царят “человеческие законы”, но не “закон Божий”. Где решение, рожать ли ребенка и когда рожать, соотносится с правами родителей, как и право иметь ребенка “без дефектов” и сделать аборт, если это не так. В этой стране министерство образования запрещает священникам говорить ученикам “Да благословит вас Бог”, прощаясь с ними в конце учебного года. Все политики в парламенте (кроме одного) проголосовали против свободы совести для медицинских работников. В Швеции копируются обряды Таинств — с единственной разницей, что из них исключается любой след Бога. Это страна, где нельзя стать ректором университета, если в автобиографии указано, что являешься верующим.

Согласно статистике, Бог не имеет особого значения для шведов. Но это не так. Швеция не равнодушна к Богу. Об этом знают те, кто живет там, будучи верующим, и сталкивается с удивлением, любопытством и даже враждебностью, когда заявляет об этом. И об этом знают те, кто участвовал во «Дворе язычников» в Стокгольме. Участники с подлинным пылом говорили о своей вере и о роли религии в обществе.

Самым большим достижением этой встречи стало то, что для открытой дискуссии была предложена тема, которая в Швеции считается политически и культурно некорректной для публичного обсуждения. И не только: двухдневная встреча была дважды полностью (6 часов) показана по государственному телевидению. Очевидна открытость со стороны всех по отношению к этой теме, затрагивавшей их лично и склонявшей, скорее, верить, чем не верить. Залы были переполнены, люди часами слушали в глубокой тишине, жалуясь в конце только на то, что встреча слишком кратковременна. Одним из выявленных и поддержанных всеми аспектов стал тот, что светский фундаментализм не менее опасен, чем религиозный.
Есть огромная разница между обществом с Богом и обществом без Бога. без Бога желает поставить в центр человека, – человека, который в ответ на проблемы жизни отчаянно пытается контролировать их своими силами. же, в котором отведено должное место Богу — не только как некой идее, но как присутствующему в жизни людей, — ставит на место иллюзорного человеческого контроля упование на Бога, Который сотворил нас. Такое желает быть частью Его замысла, если даже это требует страдания и жертвы во имя любви.

Мы сталкиваемся с древней как мир трудностью человека признаться в том, что он нуждается в Боге, что он зависит от Него и даже является Его должником. Человек говорит: «Я хочу быть Богом. Я никогда не встану перед Ним на колени». И сколько мудрости, напротив, в простой фразе: «Чтобы подняться, нужно встать на колени». Когда жизнь под угрозой, когда рушится семья или общество, у нас есть простой совет святых: “Встаньте на колени, иначе упадете. Дайте место Богу”. Хотя мир отрицает присутствие Бога, Он не утратил интереса к миру. Мы же, со своей стороны, должны всегда помнить об истинном измерении человека.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна