Кардинал Вальтер Каспер: размышляя о ситуации разведенных, необходимо принять во внимание подходы II Ватиканского Собора
В итальянском издательстве «Queriniana» вышла книга кардинала Вальтера Каспера «Евангелие семьи». В ней содержится полный текст Вступительного слова немецкого иерарха, произнесенного недавно на Внеочередной консистории на тему семьи. Среди «горячих» тем книги – вопрос о допущении разведённых второбрачных к Причастию.
Корреспондент Ватиканского радио спросила у кардинала, что именно он имеет в виду, говоря, что нужно более толерантно относиться к семьям с проблемами, не отрицая при этом нерасторжимости брака.
«Я предлагаю путь, выходящий как за пределы чрезмерной суровости, так и вседозволенности», — пояснил кардинал Каспер, ссылаясь на святого Альфонса Марию Лигуори, который предпочитал избегать крайностей. «Средний путь» не идет вразрез с доктриной, но, напротив, содействует ее реалистичному применению в современных условиях, дабы «помочь людям быть счастливыми».
В своей книге кардинал Вальтер Каспер говорит о пропасти, существующей между позицией Святого Учительства Церкви и практикой многих католиков. Стоит ли винить в этом исключительно «внешние силы» – тех, кто продвигает агрессивную политику в отношении традиционной семьи?
«Безусловно, некоторые люди и определенные группы имеют свои политические интересы, направленные против семьи», — поясняет автор книги. Однако за кризисом семьи стоит не только политика или идеология: необходимо также учитывать экономические проблемы, например, касающиеся трудовой жизни людей. Сегодня многие молодые люди хотели бы создать стабильную семью, но это им не удается. «Церковь должна помочь людям, испытывающим трудности», — подчеркнул кардинал Каспер.
«Мы должны сохранить вероучение, — сказал он далее, — мы не можем менять учения о нерасторжимости брака. Это учение весьма отчетливо и опирается на словах Самого Иисуса Христа. Однако нам следует понять его глубже и должным образом применить к нашей ситуации. Что-то подобное произошло на II Ватиканском Соборе, прежде всего в отношении экуменических проблем. До Собора издавались энциклики и документы Магистериума, в которых экуменизм подвергался критике. Однако Собор изыскал возможность соответствующим образом интерпретировать это учение, при этом не отменяя и не отрицая его. Теперь я спрашиваю: нельзя сделать нечто подобное и с другими доктринами? С одной стороны, сохранить верность им, а с другой – быть верным людям, как и Сам Господь Бог верен им».