Духовные размышления сестры Ассунты

Мы продолжаем нашу серию размышлений и в 2014 году. Этот путь мы совершим вместе с великими духовными писателями и писательницами, которые собственной жизнью и делами показали, как вера может являться способом познания Господа. В этом году мы желаем обратить ваше внимание на признание одного факта, уже присутствующего в Церкви вот уже на протяжении многих веков: «Почитание Пресвятого Сердца Иисуса».

Название этой серии размышлений следующее:

Ходить в Вере по Стопам Тех, Кто Открыл для Себя и Других Любовь и Почитание Святейшего Сердца Иисуса

Первое размышление было посвящено сестре Матильде Хакеборнской. Во втором размышлении нашего пути мы встречаем другую монахиню – великого мистика.

В 1261 в монастырь Хельфты она поступает пятилетней девочкой, её зовут Гертруда, и ее поручают попечению двадцатилетней Матильды (с которой мы познакомились в прошлом месяце). Матильда просвещает и наставляет её в духовной жизни, превращая ее не только в свою лучшую ученицу, но и делая ее своим доверенным лицом.

Гертруда, происходя из богатой семьи, как и все молодые люди своего времени, испытывала любовь к литературе, искусству и музыке. Еще в детстве, она получила образование в цистерцианском монастыре под руководством великой Матильды Магдебургской. В возрасте 26 лет, она слышит призыв Господа – «Просветление», как это будет определено ею в одном из своих позднейших сочинений, что и побудило ее посвятить себя Богу.
Восторги, видения и сверхъестественные явления сопровождают это решение, вместе с появлением физических болезней, которые только закалили душу Гертруды.
Её стремление к уединенной жизни было затруднено ее распространившейся известностью, из-за чего в монастырь приходило множество верующих, желающих приобщиться к ее духовности. Гертруда была неутомима, распространяя почитание человеческой природы Христа в образе Его Пресвятого Сердца.

Гертруда родилась в 1256 году, вероятно в Айслебене, в Тюрингии. В течение двадцати лет в ее жизни не происходило ничего исключительного. Она обладала острым умом, что позволяло ей преуспевать среди сестер (хотя она всегда оставалась очень скромной) в изучении наук, в которое она вкладывала всё свое старание и прилежание. Она не жалела усилий, чтобы углубить свои познания в области грамматики, философии, пения и искусства миниатюры. Всё это сильно повлияло на ее духовный и мистический опыт. Однако поворотный момент ее жизни, или «обращение», не был связан с ее высоким культурным развитием. Это был «нежный толчок», весьма отличавшийся от «жесткого» метода, примененного Богом к Савлу из Тарса на пути в Дамаск.

А ведь первоначально Гертруда с б?льшим интересом заботилась о своем образовательном и культурном росте, нежели о духовных вещах и обязательствах. Требования религии она выполняла без особого энтузиазма.
К концу 1280 года Гертруда вступила в полосу духовного кризиса: она испытывала мучительное ощущение абсолютного одиночества, потерянности, бесполезности и удрученности, становясь свидетелем краха всех своих человеческих идеалов. Из этой бездны страдания и экзистенциального одиночества она возродилась духовно, посвящая себя безоговорочно и полностью Христу. Это и есть её обращение. Что же произошло?

27 января 1281 у нее случилось первое видение Христа Искупителя в облике подростка. Позже она напишет: «Я славлю, я поклоняюсь, я благословляю, как могу, Вашу мудрую милость и Вашу милостивую мудрость, потому что Вы – мой Творец и Искупитель мой, Вы сумели укротить неукротимый мой нрав под Вашим лёгким бременем …»

Это переживание подействовало в особенности на два аспекта её жизни: аскетический и культурный. Гертруда возобновила энергичное и последовательное исполнение требований монашеского устава, соединяя его с продолжительными молитвенными бдениями и постами. Всё это было сопряжено с длинной чередой страданий и болезней.
Второй поворотный момент касался её культурных интересов. Гертруда сразу и полностью отказалась от изучения светских наук и посвятила себя исключительно изучению Священного Писания, теологии и святоотеческих творений, отдавая предпочтение св. Августину, св. Григорию Великому, св. Бернарду Клервосскому и Гуго Сент-Викторскому.
Гертруда обращается к образу сердца … В сердце заключен знак любви Бога к человеку, на который человек может ответить той же теплотой любви. Это – единственная истинная связь между человеком и Богом, в Сердце Бога, когда «Отец и Сын входят вместе в сердце человека».
Гертруда Великая закончила свой земной путь в монастыре Хельфты в 1302 г., в возрасте 46 лет.

Гертруда – святая и мистик. Бог призывает всех нас к духовному единению с Собой, даже если только немногим даются особые милости или чрезвычайные знамения подобной мистической жизни. Поэтому мы призваны подражать святым.

В вере во Христа Иисуса, которая объединяет всех нас,
сестра Ассунта Скопеллити, MSC

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна