Визит Владыки Иосифа Верта в приходы Западно-Сибирского деканата

Последняя декада июня оказалась для католиков Западно-Сибирского деканата Преображенской епархии весьма насыщенной событиями. Сразу два сельских прихода – приход Святого Иоанна Крестителя в Голышманово и приход Святых Апостолов Петра и Павла в Омутинском – отмечали в эти дни свой престольный праздник. А приход Пресвятой Троицы в Тобольске прощался со своим многолетним настоятелем о. Войцехом Матушевским, который отправляется к месту нового служения в г. Омске. И, конечно же, важнейшей вехой в духовной жизни католиков Тюменской области стал пастырский визит Владыки Иосифа Верта, продлившийся целую неделю, с 23 по 30 июня. О своих впечатлениях от поездки, об актуальных проблемах Преображенской епархии и многом другом Владыка Иосиф рассказал в своем интервью пресс-службе прихода Святого Праведного Иосифа в г. Тюмени.

— Ваше Преосвященство! Как вы оцениваете Ваш нынешний визит в наш приход и в другие нашего деканата? Что Вы обнаружили нового по сравнению с Вашим прошлым пастырским визитом? Что Вас порадовало, а что, может быть, разочаровало?
Визиты для епископа – это обычная рутина. То, что для прихожан может показаться торжественным событием, для епископа – его повседневное служение. Епископ обычно приезжает один или два раза в год. Вот вы ходите каждое воскресенье в церковь. А для епископа такая же обязанность – совершать визитацию в приходах своей епархии. Тем не менее, что-то яркое и запоминающееся всегда можно обнаружить.
Вот, например, мы только что вернулись из Кургана, и там я так отчетливо, как никогда прежде, осознал: пора уже строить храм. Этой маленькой квартирки, в которой ютятся местные католики уже недостаточно. Община стала достаточно зрелой, чтобы выйти из кельи.
Здесь, в Тюмени, тоже наблюдается определенный рост. Я увидел очень много детей, была молодежь, была хорошая атмосфера в общине. Раньше здесь устраивались большие праздники, например, в связи с приездом нунция на столетний юбилей освящения старого католического храма. Тогда масса усилий вкладывалась в подготовку этого мероприятия. А в этот раз никакой особой подготовки не было, и благодаря этому я сумел лучше разглядеть, что же это за приход такой в Тюмени.
Еще в Тобольске я побывал. К сожалению, это получился печальный визит, ведь я должен был сообщить людям, что забираю у них постоянного священника. В Тобольске прекрасный храм, и, хотя мне и пришлось забрать священника, я увидел, что и там приход развивается. Тем не менее, епископ призван заботиться обо всех верных епархии, обо всех общинах, поэтому в данный момент я полагаю, что перевести отца Войцеха из Тобольска необходимо. Отныне он будет служить в Омске. Мы все должны молиться, чтобы период, который Тобольск проведет без собственного священника, не продлился слишком долго. Мы будем молиться о духовных призваниях, чтобы Господь призвал из числа нашей паствы новых людей для служения Церкви.

— К слову, о призваниях. Как сейчас обстоят дела с призваниями, в частности, из приходов нашего деканата? Есть ли призвания в настоящее время? Их количество увеличилось или уменьшилось?
Духовные призвания – это тайна Божья. Мы можем лишь пытаться вникнуть в эту тайну. Никто не может сам избрать себе священство, как избирают любую другую профессию. Но и в мирской сфере призвание необходимо. Скажем, будет очень плохо, если человек, не имея к тому призвания, станет врачом. Или педагогом. В данной области это вообще невозможно. Но случается и обратная ситуация, когда Господь призывает, а человек не имеет достаточно мужества ответить на этот призыв. В этом случае со стороны священников необходим внимательный, индивидуальный подход, чтобы не допускать ненужных потерь. Что же касается числа призваний, то когда рухнул железный занавес, отступил воинствующий атеизм, у нас в стране возникла некая эйфория. Это касается всех Церквей – и Православной, и Католической… Католической, в связи с массовым выездом немцев, может быть, чуточку меньше… Та же эйфория наблюдалась и относительно призваний. У нас всегда был очень большой процент призваний по отношению к числу практикующих католиков. Каждый год в семинарию в Москве, позднее в Санкт-Петербурге, поступало от 18 до 28 молодых людей. Для нашей небольшой Поместной Российской Церкви это очень значительное количество. В 2001 году в семинарию поступило 28 кандидатов. Я тогда сел, взял листок бумаги и занялся арифметикой. В итоге получилось, что в Польше в процентном соотношении в семинарии поступило в 10 раз меньше людей, чем у нас в России. Я полагаю, что такое большое число призваний было следствием, так сказать, эйфории. Кроме того, понятно, что далеко не все кандидаты станут священниками. Однако очень радует тот факт, что молодые люди готовы такой шаг сделать.
Сейчас наша Церковь возрождается и ей нужны работники на ниве Господней. Но некоторые люди, поступившие в семинарию, с помощью своих духовников осознают, что, вероятно, у них нет призвания. А другие, возможно, оставляют семинарию, несмотря на то, что у них есть призвание. Эту тайну до конца разгадать очень сложно.
Со священством связана особая благодать. От начала христианской эры до наших дней действует в Церкви эта особая благодать Божия. В первые века христианства, во времена апостолов, особая благодать сопровождала пастырей. Они свободно брали скорпионов в руки и не страдали от их ядовитых жал. Им не вредили змеиные укусы. Они пили отравленное вино без всякого вреда для себя. И теперь, после 70 лет воинствующего атеизма, когда Церковь так сильно пострадала, ее сопровождает особая благодать. Но только эта особая благодать может нас и разбаловать. Господь Бог Сам знает, сколько времени нужно эту особую благодать изливать и в какой момент ее нужно отнять. Так и мама знает, когда нужно прекратить кормить своего младенца грудью. Наверное, по этой причине у нас теперь гораздо меньше кандидатов на поступление в духовную семинарию, но всё-таки они есть, и мы должны быть за это благодарны.
Господь как бы хочет сказать нам сегодня: «достаточно для вас Моей особой благодати, научитесь работать сами». Нам стоит задуматься, сделать испытание совести: как мы использовали дарованную нам в последние 20 лет особую благодать? Действительно ли мы ощущали важность собственных призваний? Или просто бездумно радовались, получая особую благодать, так же бездумно пользовались ею, наслаждаясь обилием священников и сестер-монахинь из-за границы? Может быть, нам следовало бы в эти 20 лет больше молиться о духовных призваниях? Мне кажется, здесь имело место немало упущений.
Но есть и другая сторона вопроса. Призвания появляются там, где есть крепкие, набожные христианские семьи. В этом направлении тоже нужно работать. В Новосибирске, когда мы с молодежью рассуждаем о призваниях, часто можно услышать такие реплики: «Вот Вы, отец-епископ, постоянно говорите нам о призвании к священству, но почему нам так редко доводится слышать о призвании к семейной жизни?» Правда, как я думаю, эти упреки не совсем справедливы. О призвании к семейной жизни мы говорим каждый день. К тому же, у нас регулярно проводятся встречи молодежи – всемирные, всероссийские, епархиальные. Там тоже об этом много говорится.
Да, нам нужны священники. Мы должны иметь их больше, чем в традиционно-католических странах, где всё уже давно упорядочено. Вот, скажем, в Польше священник может обслуживать приход в 5 или 10 тысяч человек. Но в его приходе существует отлаженная за многие века система. Если человек приходит на исповедь, то он понимает, что необходимо поторопиться, потому что за его спиной стоят еще несколько сот человек. Работа у священника, конечно, тяжелая, но он в состоянии с ней справиться. А в наших условиях священник вынужден собирать верующих, которые рассеяны как горох по всей Сибири, должен изыскивать средства и методы, чтобы привлечь в Церковь традиционных католиков, которые не прошли катехизации, которые десятилетиями жили без Церкви…
Это очень не просто. Вот и вашему настоятелю, отцу Лешеку, едва ли физически возможно делать больше, чем он сейчас делает. Ведь, кроме служения в Тюмени, ему приходится посещать и Курган, и Омутинку, и Тобольск, и несколько деревень. Я понимаю его проблемы, а потому вскоре пришлю в Тюмень викарного священника.
Подводя итог, скажу так: вопрос о духовных призваниях в нашей Поместной Церкви стоит очень остро, и в таком состоянии он будет оставаться еще лет 90.

— И в заключение нашей беседы, не могли бы Вы дать краткую характеристику духовного состояния тех приходов, которые за это время посетили?
Визит был слишком краток, чтобы успеть погрузиться в глубинную проблематику отдельных общин, но в целом у меня осталось очень хорошее впечатление: и в Тюмени, и в Тобольске, и в Кургане.
29.06.2010

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна