Трудные вопросы. Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?

ВОПРОС:
Как отличить откровения Бога от дьявольских внушений?

ОТВЕТ:
Под откровениями Бога мы можем подразумевать видения, объявления, экстазы.
Что касается видений, то об их происхождении следует судить по эффектам, которые они производят. Если, например, в начале видения душа объята страхом и смущением, а потом постепенно эти чувства сменяются большой радостью, длительным внутренним миром, внутренним светом и расположенностью к молитве и благочестивым практикам, — то это доказывает Божественный источник видения. Дьявольские же видения, как правило, начинаются удовольствием чувств и заканчиваются печалью, смущением и черствостью души.
Явления, вызванные Богом, всегда приносят душе плоды спасения: усердие в любви, вдохновение для практики добродетелей, отречение от самого себя и от вещей, святое стремление к совершенству, а главное – глубокое смирение. Облагодетельствованная таким образом душа остерегается рассказывать кому бы то ни было об увиденном, кроме духовного отца, – да и то с большим нежеланием. В фальшивых видениях все происходит наоборот: душа не чувствует ничего, кроме пустого наслаждения, и любит часто упоминать о них без причины. Видения, берущие начало от небес, производят в душе глубокий мир, чего не бывает в случае дьявольских внушений. Видения от Бога легко узнать по плодам: если их автором является Бог, то душа облекается в добродетель, прежде всего смирения и послушания. Если же у истоков видения стоит дьявол, то вскоре откроется его гордыня и двуличие. Если же видение вызвано не Богом и не дьяволом, а является лишь плодом воображения, то это также вскоре становится ясным: отвлеченная фантазия порождает любопытство, поверхностную добродетель, самолюбование и несостыковки в рассказах об увиденном.
Если речь идет об откровении в форме послания, то нужно следовать таким правилам:
Абсолютно фальшивыми являются откровения, противоречащие догмам или нравственности. В Боге не может быть противоречия.
Большое подозрение должны вызывать откровения, контрастирующие с тем, что обычно преподается в богословских школах, а также те, которые касаются вопросов, свободно обсуждаемых в богословских школах. Большинство авторов считают, что подобные послания следует отвергать. Другие полагают, что их можно принимать, но только после тщательного анализа.
Следующий принцип: исполнение каких-либо предсказаний не является достаточной причиной считать их истинным откровением. Это может объясняться совпадением или природным знанием.
Если предмет откровения представляет собой нечто ненужное, смешное, неуместное или непристойное, то его следует отвергать как не относящееся к Божественному. То же самое можно сказать о послании многословном, обремененном излишними доказательствами и доводами. Божественные откровения предельно кратки, ясны и сдержанны. Они выражены в немногих очень точных словах.
Наконец, правилом различения источникjв откровения должны быть опять же плоды посланий, прозведенные в душе: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф 7,18).
Когда мы сталкиваемся с экстазами, то вот критерии для различения между экстазами от Бога, от дьявола или объясняющимися природными феноменами.
Божественный экстаз приносит духовные плоды: практику героической добродетели, поиск уединения и отдаления от созданий, поиск духовных и телесных сил вне испытываемых чувств. Среди признаков Божественного экстаза святые называют послушание: монашествующие, пребывающие в Божественном экстазе, следуют распоряжениям настоятеля.
Экстаз природный – это состояние, напоминающее обморок, когда внешние чувства притупляются, как это бывает при некоторых заболеваниях нервной системы.
Экстаз от дьявола представляет собой своего рода одержимость. Папа Бенедикт XIV, говоря о признаках дьявольского экстаза, перечисляет следующее: человек живет во грехе, наслаждается экстазом тогда, когда ему хочется, строит гримасы, произносит неуместные слова, не сохраняет никакой памяти о пережитом экстазе, ищет многолюдных мест, чтобы привлечь к себе внимание, приходит в большое смятение, когда возвращается в обычное состояние, получает сообщения, подстрекающие ко злу или к кажущемуся благу, но с дурной целью.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна