Торжество Богоявления в Риме

В торжество Богоявления Папа возглавил Мессу в соборе Св. Петра. В центре его проповеди оказались фигуры мудрецов, пришедших в Вифлеем поклониться Иисусу Христу. Это были люди, взыскующие свет истинный, способный осветить наш жизненный путь. Мудрецы были уверены, что в сотворенном мире есть нечто, представляющее собой «письмена» Бога. Человек может и обязан стремиться обнаружить эти «письмена» и расшифровать их. На пути они встретили царя Ирода, считавшего Бога своим соперником, угрожающим его самостоятельности и его власти, мешающим ему творить всё что угодно по своему произволу.
«Ирод – это весьма несимпатичный персонаж, — продолжил Папа, — и мы почти инстинктивно склонны осуждать его, прежде всего за жестокость. Однако нам необходимо спросить себя: а нет ли чего-то от Ирода в нас? Не видим ли порой и мы в Боге своего соперника? Не остаемся ли и мы слепы к Его знамениям, глухи к Его словам, полагая, что они вносят ограничения в нашу жизнь и не позволяют нам распоряжаться ею по своему усмотрению?
Дорогие братья и сестры! Когда мы видим Бога именно таким, мы в конечном итоге испытываем горечь и разочарование, поскольку не позволяем Тому, Кто стоит у истоков всего сущего, руководить нами. Нам необходимо решительно устранить из нашего ума и сердца идею соперничества, мысль о том, что предоставить место Богу, это значит ограничить себя самого. Нам необходимо утверждаться в уверенности в безмерной Божией любви, которая ничего у нас не отбирает и ничем нам не угрожает. Как раз наоборот, только Бог может подарить нам возможность полноценной жизни и подлинной радости».

Далее Святой Отец отметил, что мудрецы в своих поисках обратились к экспертам, ученым теологам, знатокам Священного Писания, умеющим его интерпретировать и цитировать на память. Эти люди указали мудрецам путь, но сами этим путем не пошли. Для них Писание было всего лишь сборником слов и понятий, о которых можно было вести ученые дискуссии.
«И опять спросим самих себя, — сказал Бенедикт XVI, — не подвержены ли и мы искушению считать Священное Писание – этот богатейший и основополагающий кладезь веры Церкви – скорее, объектом исследований и дискуссий специалистов, нежели Книгой, указующей путь к жизни? Как я отметил в Апостольском обращении “Verbum Domini”, в нас заново должно родиться расположение, в духе которого мы сможем увидеть в слове Библии, прочитанном в согласии с традицией Церкви, истину о человеке и путях его самореализации. Эта истина и есть путь, которым нам надлежит следовать вместе с другими людьми, если только мы хотим строить наш дом на каменном основании, а не на песке».

В конце концов, мудрецы вновь увидели звезду. Они искали признаки присутствия Божия в творении и были уверены, что такие признаки обязательно найдутся. Они были убеждены, что с Богом можно встретиться.
«Вселенная возникла не по воле случая, — подчеркнул понтифик. – Изучая окружающий мир, мы призваны разглядеть в нем нечто очень глубокое: мудрость Творца, неисчерпаемую фантазию Создателя, Его безграничную любовь к нам. Мы не должны ограничиваться теориями, способными проследовать лишь до определенного пункта – теориями, которые, при ближайшем рассмотрении, вовсе не враждебны вере, а просто не в состоянии полностью объяснить природу реальности. В красоте мира, его тайне, величии и разумном устройстве мы призваны обнаружить вечную мудрость. А эта мудрость непременно приведет нас к единому Богу, Творцу неба и земли. И тогда мы поймем, что Тот, Кто сотворил мир, и Тот, Кто был рожден в Вифлеемской пещере, по-прежнему пребывает среди нас в Евхаристии. Он-то и является тем Богом Живым, Который обращается к нам, любит нас и желает привести нас к вечной жизни».

При этом Святой Отец обратил внимание на то обстоятельство, что изучение творения позволяет нам пройти значительный отрезок пути, ведущего к Богу, но всё же не дает возможности достичь цели. Вот и для мудрецов в конце концов пришла пора прислушаться к Священному Писанию. Только Писание могло подсказать им, куда идти. Так и нам необходимо следовать указаниям Слова Божия, идя туда, куда идет Церковь, в которой Слово пребывает. Только в этом случае наш путь будет прямым и светлым, и мы сможем стать светом миру, — подвел итог Бенедикт XVI.

Евангельский эпизод поклонения волхвов Папа поставил и в центр своего наставления перед полуденной молитвой «Ангел Господень», прозвучавшей уже после окончания Мессы. По словам Святого Отца, таинственная сцена из Евангелия от Матфея (Мф 2,1-12) подразумевает вопрос, остающийся актуальным вплоть до нашего времени: Кто такой Иисус? Ответить на этот вопрос Церковь предлагала людям во все времена.
«Это, в свою очередь, подразумевает духовное беспокойство, — продолжил понтифик, — являющееся движущей силой миссии. Именно оно побуждает Церковь помогать каждому человеку познавать Иисуса и Его Евангелие, дабы он мог открыть в выражении человеческого лица Лик Божий и позволить просветить себя тайной Его любви. Торжество Богоявления означает вселенскую открытость Церкви, ее призвание к евангелизации всех народов. Но Богоявление подсказывает и форму осуществления этой миссии: нам необходимо отражать Свет Христов и возвещать Его Слово. Христиане призваны играть ту роль, которую по отношению к мудрецам исполняла звезда. Мы призваны сиять, как подобает сынам света, чтобы привлечь всех людей в Царство Божие. А людям, взыскующим истины, мы призваны предложить Слово Божие, которое поможет им познать, что Иисус есть “истинный Бог и Жизнь вечная”».
Бенедикт XVI подчеркнул и роль Девы Марии как совершенной иконы Церкви, через которую на нас изливается свет Христов. Мария – это Звезда евангелизации, в которую нам, по совету св. Бернарда Клервосского, надлежит постоянно всматриваться пока мы еще находимся на пути к обретению истины и мира. Мария укажет нам Иисуса – Свет всех народов и каждого человека в отдельности.

Приветствуя верных после молитвы «Ангел Господень», Бенедикт XVI особым образом обратился к участникам «Процессии Трех Царей», по старинной традиции прибывших на площадь Св. Петра. Папа пожелал им стать верными свидетелями Христа в своих семьях и в обществе, подавая пример поиска Господа в повседневной жизни и возвещая нашим современникам Его любовь.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна