Сестра Мария Тереза Черенкова, CSSE: «Нужно верить и стремиться, а Господь даст силы!»

5 сентября с.г. Мария Тереза Черенкова из Конгрегации Сестер Святой Елизаветы принесла вечные монашеские обеты. Корреспондент «СКГ» встретился с новой католической монахиней в помещении детского приюта Св. Николая, где она ныне работает, и задал ей несколько вопросов…

— Уважаемая сестра Тереза, расскажите, пожалуйста, о себе и своем пути ко Христу.
— Я родилась в Новосибирске, в неблагополучной семье. Мама умерла, когда мне было 4 года, и воспитывала меня бабушка. Когда же она уже не могла делать это из-за возраста, мне помогли очень хорошие люди. Вообще мне в жизни везло на замечательных людей. Так я стала воспитанницей Приюта Св. Николая, который курировали Сестры Св. Елизаветы. Таким образом я – «выпускница» того самого приюта, в котором теперь работаю.
В приют я попала в возрасте 14-ти лет, и с тех пор моя жизнь засияла радужными красками. После окончания 9-го класса средней школы я поступила в Педагогический колледж № 1 – тот самый, что расположен рядом с католическим Кафедральным собором. В этом соборе я в 2001 году в возрасте 15-ти лет приняла таинство Крещения, а через год – таинство Миропомазания.

— Но каким образом Вы пришли к вере? Когда у Вас появились мысли о монашеском призвании?
— И тем, и другим я обязана св. Терезе от Младенца Иисуса. Причем случилось так, что о монашестве я задумалась даже раньше, чем о Крещении. В 2000 году проходило паломничество мощей св. Терезы по католическим приходам России. Услышав об этом, я спросила у директора нашего приюта сестры Барбары: «А кто это?», и в ответ получила от нее книжечку «История одной души». Как только я ее прочитала, то тут же сказала, сначала самой себе, а потом и вслух: «И я хочу жить так же!» И услышала ответ сестры Барбары: «Подожди… Ведь ты еще даже не крещена. Всему свое время!» С того момента началось мое более основательное знакомство с Церковью, с ее жизнью и учением.

— Имя «Тереза» Вы тоже приняли в память о св. Терезе Младенца Иисуса?
— Да, это так. Имя, данное мне при рождении, – Елена. А Тереза – это мое имя в Крещении и монашестве. Есть еще имя Мария. Это имя берут себе все монахини нашего ордена при вступлении в него. Дева Мария – это наша небесная Покровительница. Об этом напоминает медальон, который все наши сестры носят на груди.

— Св. Тереза от Младенца Иисуса, так повлиявшая на Ваше призвание, принадлежала к Кармелитскому ордену. У Вас не было мысли поступить именно в этот орден?
— Нет. Кармелитский орден – созерцательный. А я по складу характера – человек очень общительный, деятельный. Я – скорее «Марфа», чем «Мария». Сосредоточение и медитация едва ли могли стать главным направлением моей иноческой жизни. Мое призвание – не уходить из мира, а служить людям в миру. Харизма Конгрегации Сестер Св. Елизаветы называется «апостольско-созерцательной», именно она подходит мне идеально. Наша харизма – это помощь больным, бедным, нуждающимся в их собственных домах. Мы свидетельствуем о Христе, прежде всего, своим активным служением.

— Вы говорили, что мысли о монашестве появились у Вас даже раньше, чем мысли о Крещении. Это довольно редкий случай…
— И в самом деле, мечты о монашестве совершенно мною завладели, когда мне было всего лишь 15 лет, и с тех пор не оставляли меня ни на минуту. Я тогда даже записала в своем дневнике: «Если такую радость доставляют мне одни только мечты о монастыре, то каким же будет мое счастье, когда я, наконец, окажусь в этой святой обители?!»

— Вы приняли Крещение в Католической Церкви. Это потому, что Вы хотели стать именно католической монахиней?
— Я родилась в неверующей семье. Потом, будучи воспитанницей приюта, я по совету моих наставниц – католических монахинь – несколько лет посещала православную церковь. Но когда я впервые побывала на католическом богослужении, то вдруг сразу поняла, что это – «моё», что именно здесь я «у себя дома».

— Расскажите, пожалуйста, о том, как проходила Ваша монашеская формация.
— Я закончила Педагогический колледж и поехала в Польшу, чтобы пройти там первые этапы монашеского пути. Собственно говоря, таких ступеней в нашем ордене три.
Постулат (кандидатура), обычно продолжается в течение года. В это время тебя рассматривают как кандидата на вступление в орден, знакомят с его историей, жизнью и харизмой. В это же время сам кандидат может проверить себя – а подходит ли мне такая жизнь? Разумеется, свое мнение о нем формируют и его будущие наставники.
Вторая ступень – новициат (послушничество), также в течение года. Послушницы живут в особом доме под руководством опытных сестер-воспитательниц. Цель новициата – подготовка к принесению монашеских обетов, углубление в их смысл, в составляющие их элементы. В новициате ты еще не монах, но учишься жить как монах.
Третья ступень – юниорат (иночество) может продолжаться до пяти лет. На этой ступени уже ведут обычную монашескую жизнь, исполняют служения, обычно исполняемые монахинями. Приносятся и монашеские обеты, но пока еще «временные»: при вступлении в «юниорат» – на год. Потом могут последовать еще один или два «временных» обета, каждый сроком на два года.

— С какой целью Вы были направлены в Польшу?
— Мои наставники считали, что мне нужно своими глазами увидеть жизнь большой монашеской общины, познать ее на опыте. А еще – встретиться с массовым народным благочестием, познакомиться со служением сестер-монахинь в этой среде. К сожалению, в условиях России это пока сделать невозможно.

— Какое служение исполняют Сестры Св. Елизаветы в Польше?
— Все виды служения перечислить практически невозможно, поскольку их очень много: от приходской катехизации до управления детскими домами, детскими садами, домами престарелых, домами реабилитации, а также домами для паломников и реколлекций. Наши сестры работают в епископских куриях, в школах, лицеях, больницах…

— Когда Вы вернулись в Россию?
— Спустя год после начала «юниората». Меня направили на служение в Тулу, где открылась обитель нашего ордена. Правда, в той обители было всего лишь две сестры: настоятельница сестра Лаура и я…

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своей работе в Туле.
— Наш монашеский дом открылся там в 2006 г. Здание старого католического храма было передано верующим, но лежало в руинах. Настоятель о. Генрих Левандовский был вынужден почти всё время заниматься строительством, а от нас он ждал прежде всего трудов на ниве катехизации, работы с людьми. Необходимо было возродить духовную жизнь в общине.
Когда мы приехали в Тулу, богослужение совершалось в подвале храма, в крохотном помещении, а наверху шли строительные работы. Мы сразу начали заниматься катехизацией, подготовкой людей к Таинствам, сделали регулярной Литургию часов и молитву Розария, устраивали театральные сценки на Пасху и Рождество, короче говоря, возрождали старые, но забытые из-за отсутствия условий для религиозной жизни традиции. Постепенно удалось сплотить приход и его ряды значительно приумножились. На первой Мессе в Туле, на которой я присутствовала, было 20 человек, а когда я спустя 3 года уезжала, вновь отстроенный храм наполнялся по воскресеньям до отказа…
Мы сами разыскивали католиков, не только в городе, но и в области. В Тульской области до сих пор живут немцы-католики, например, деревня Серебряные Ключи – почти целиком немецкая. Есть большая армянская диаспора, есть филиал Университета им. Патриса Лумумбы, где учится немало студентов из стран, в которых исповедуется католичество. И священник, и мы, сестры-монахини, начали посещать этих людей, проводить среди них катехизацию. Нас встречали очень радушно. Конечно, приходили и новые люди, воспитанные вне какой-либо религиозной традиции. Многие из них даже не были крещены.
Моим заданием была евангелизация и начальная катехизация, предваряющая непосредственную подготовку к Таинствам. Кроме того, я руководила приходским хором. Работала и с людьми старшего возраста: часто это было просто братское общение – в семейной обстановке, за чашкой чая.

— Что привело Вас к возвращению на «малую родину», в Новосибирск?
— Я провела в «юниорате» четыре года, до вечных обетов оставался один год. Согласно правилам, существующим в нашем ордене, это должно быть время интенсивной подготовки – со специальными размышлениями, лекциями, с ежемесячными днями сосредоточения. В Туле условий для этого не было, поскольку там наша община состояла всего лишь из двух человек. Вот меня и перевели в Новосибирск, где служит значительно больше наших сестер.

— Кто были Ваши наставники на монашеском пути?
— О, их было много, и все они оставили глубокий след в моей жизни. Конечно же, прежде всего хочу вспомнить с. Барбару Рыбас. Сестра Барбара – директор Приюта Св. Николая, в котором я воспитывалась, человек очень мне близкий; человек, через которого я пришла к вере. Это она научила меня видеть Иисуса в самых малых, повседневных вещах. Как-то еще в самом начале моего пути она сказала слова, которые запомнились мне на всю жизнь: «К нам, простым монахиням, Иисус не приходит в явлениях, как приходил, скажем, к св. Фаустине. Но Он приходит к нам ежедневно, через встреченных людей, через обычные обстоятельства, и тихонько стучит в наше сердце».
Моей непосредственной наставницей перед вечными обетами была с. Марцелина Квятковска, у которой я тоже очень многому научилась. Вообще, таких замечательных сестер было на моем пути очень много, я всем им благодарна, и мне бы не хотелось кого-то особенно выделять. Они все – великий дар, за который я всегда благодарю Господа. Я постоянно ощущаю их молитвенную поддержку. Благодаря ним я есть то, что я есть.

— С какими чувствами Вы подходили к вечным обетам?
— Я была очень счастлива. Перед обетами я волновалась всегда: и перед моими первыми обетами после новициата, и потом, когда возобновляла свои временные обеты. Я думаю, это совершенно нормально. А перед вечными обетами сердце трепещет сильнее, чем когда-либо. Но, как это ни парадоксально, я вместе с тем ощущала такой мир и покой, каких не испытывала прежде ни разу за всю свою монашескую жизнь. Я бы назвала это состояние словом «умиротворение». Наконец-то совершилось! Я с Господом – навечно, навсегда! Я до сих пор рассматриваю обручальное кольцо, которое вручается во время церемонии принесения обетов, и словно бы вижу в нем отражение Бога!

— Какое служение поручено Вам в Новосибирске?
— Я работаю воспитателем в том самом приюте, в котором когда-то воспитывалась сама. Мне очень нравится эта работа: я всегда чувствовала себя «своей» среди детей и молодежи. Мне кажется, мы находим общий язык. Я пытаюсь не столько быть для них неким «авторитетом», сколько просто быть с ними, вместе с ними возрастать в вере и любви, вместе жить «правильной» жизнью… Хотя должна отметить, что в детских домах работать очень трудно, и наш приют в этом отношении – не исключение. Ведь мои воспитанники – сироты, причем, как правило, сироты не биологические, а социальные.

— Вас часто можно увидеть у компьютера…
— Да, я много общаюсь с людьми не только «в живую», но и во «всемирной паутине». Например, меня можно встретить в социальной сети «В контакте». Это – еще одна, современная форма христианского свидетельства, катехизации, евангелизации… От нашей молодежи часто можно услышать: «Чего нет в интернете, того не существует». А Россия – страна специфическая, с огромными пространствами и немногочисленными католиками, рассеянными по этой необъятной территории. Ездить друг к другу в гости – дело затруднительное, но интернет сокращает расстояния. Очень многие люди именно через интернет обращаются к нам за молитвой, за добрым советом, за разъяснением, за помощью… Я немало времени провожу в интернете, но делаю это по благословению матушки-настоятельницы. Это – одно из моих «послушаний».

— Вы продолжаете свое образование, учитесь в Педагогическом Университете…
— Да, я учусь на факультете Педагогики и психологии детства, на четвертом курсе. Мне скоро предстоит защита курсовой работы. Моя учеба – тоже «послушание» по желанию и благословению матушки-настоятельницы. Мой любимый предмет – психология.

— Кем Вы видите себя в дальнейшем, по окончании учебы?
— Я полностью открыта на предложения моих настоятельниц! Я не настраиваю себя исключительно на что-то определенное, поскольку у Господа для каждого из нас приготовлен удивительный путь, на котором могут случиться и сюрпризы, и крутые повороты…

— Что бы Вы хотели пожелать своим воспитанникам, да и вообще всем людям с «трудной судьбой»?
— У нас в России очень много трудных судеб. Конечно, есть и такие, кто рождается в счастливых семьях, но сколько же у нас неполных семей или семей разрушенных разводами, семей страдающих от недуга наркомании или алкоголизма! Но я сейчас хочу сказать всем, кто переживает тяжелые проблемы в своей жизни или в жизни близких: нет такого состояния, из которого не было бы выхода! Есть возможность подняться и после самого глубокого падения, есть возможность выбраться и из самого топкого болота! Просто нужно верить и стремиться, а Господь даст силы!
Беседовал В. Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна