Предпоказ выставки икон «Святые неразделенной Церкви» состоялся в Москве

Предпоказ выставки икон «Святые неразделенной Церкви» состоялся в Москве

Презентация проекта «Святые неразеделенной Церкви» и предпоказ одноименной икон состоялись 13 ноября в Культурном центре «Покровские ворота». В рамках этого проекта более 100 художников из 14 стран написали святых первого тысячелетия. Их работы будут представлены в полномасштабной экспозиции, которая откроется 20 декабря в Минске, в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Содействие в организации оказывает Всехсвятский приход Минска во главе с настоятелем протоиереем Федором Повным.

В небольшом зале «Покровских ворот» организаторы проекта – публицист, главный редактор альманаха современной православной культуры «Дары» Сергей Чапнин и искусствовед, проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова – смогли представить только 14 икон. Но и они, судя по отзывам, стали открытием для многих зрителей.
Так, Наталья Шередега, заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) призналась, что на выставку ее привело, в первую очередь, уважение к организаторам. Но, увидев первые иконы, она испытала «шок, удивление» и «с упоением смотрела». Во-первых, специалиста поразил «профессиональный уровень, мастерство, разнообразие художественных манер», представленных на выставке. Кроме того, она заметила: «Я считаю, что это большой, значимый проект, впервые соединивший в одном пространстве святых, которые никогда и нигде прежде не объединялись». Н. Шередега выразила сожаление по поводу того, что ГТГ пока не уделяет внимания современной иконописи, и надежду, что этому искусству в свое время найдется место в залах самой знаменитой галереи России.

Действительно, ни в одном художественном музее мира пока нет «достойной коллекции современной иконы», отметил Сергей Чапнин. Чтобы познакомить как можно больше людей с этим новым художественным и духовным явлением, проект «Святые неразделенной Церкви» будет путешествовать в течение пяти лет по разным странам и городам. После Минска экспозицию будет принимать Екатеринбург, потом Пермь, Москва, а далее выставка отправится в страны Европы. По словам С. Чапнина, большую заинтересованность в проекте выразила недавно директор Музеев Ватикана Барбара Ятта, которая собирается приехать на открытие первой выставки в Минске. На этом торжестве ждут также патриаршего экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Заславского Павла, православных епископов из России, Белоруссии и Украины.

С. Чапнин подчеркнул, что проект, представляющий разные по стилю и технике иконы, демонстрирует «иконописную составляющую церковного возрождения в России». С другой стороны, сама идея проекта «витала в воздухе» – «в общем пространстве церковной истории и духовной культуры». По его словам, импульсом для этого начинания стала встреча Папы Франциска с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на Кубе 12 февраля 2016 г. «Это событие подарило надежду на содержательный и искренний диалог Востока и Запада, в том числе – традиционный диалог на уровне культуры. Мы рады, что участвуем в этом диалоге, и эта радость коснулась каждого участника – иначе не откликнулось бы столько иконописцев», – сказал инициатор проекта.
Со своей стороны это подтвердила Джованна Парравичини, сотрудник итальянского фонда «Христианская Россия». Иконописная школа этого фонда (первая из подобных школ в Италии) представлена в проекте пятью иконами. «Проект стал для нас открытием наших общих корней. Наша иконописная школа когда-то начала изучать икону как плод восточнохристианской культуры. Но художники и реставраторы из России, которые вели у нас занятия, показали, что мы занимаемся не заимствованием, что иконопись глубоко связана с нашей общей христианской традицией, которую мы, итальянцы, стали изучать благодаря вам». Дж. Парравичини отметила также, что перед иконописцами, которые готовили свои работы в рамках проекта «Святые неразделенной Церкви», стояла непростая задача – «открытие иконографии», поскольку многих древних святых не сохранилась. Эти иконы были написаны «через открытие той реальности (жизни святых первого тысячелетия – ред.), которую мы забыли; этот проект – возвращение памяти», сказала она.
Эту мысль продолжила искусствовед Ирина Языкова: по ее словам, уникальность проекта для иконописцев состоит в том, что это «возможность сотворить новый образ» – во многих случаях художникам не на что было опереться, кроме лаконичных житийных текстов и элементов народного почитания. Это давало большую художественную свободу, которой иконописцы, вынужденные следовать воле заказчика, зачастую лишены. Организаторы проекта «не навязывали своих критериев», продолжила И. Языкова, и в результате более ста работ представляют необычайно разнообразный спектр сегодняшней иконописной традиции: это и произведения в рамках древнерусской иконописи, и стилизация под романскую церковную живопись, и резные, мозаичные, керамические иконы, и многое другое, что увидят зрители в Минске и отчасти смогли увидеть посетители «Покровских ворот».

Иконописцы — участники проекта рассказали о том, как они работали над образами святых, с которыми прежде не были знакомы. Светлана Ржаницына (триптих, посвященный св. Вальтруде) рассказала о том, что после знакомства с текстом жития возникает «молитвенное общение со святым, особая духовная связь – без этого икону не напишешь».
Святитель Павлин Ноланский «достался» Сергею Черному, который вспомнил, что, ничего прежде не зная об этом святом, недавно оказался у его мощей в сицилийском городке Сутерра. Это дало первый духовный импульс для знакомства со свт. Павлином, которому народная традиция приписывает изобретение колокола (с колоколом его обычно и изображают в западной традиции). Однако в житии этот факт не упоминается, зато иконописца поразило, что святитель добровольно сдался врагам, чтобы ценой своей жизни выкупить пленных. Художник решил написать свт. Павлина со связанными руками, «отдающим себя в жертву, как агнец на заклание».
Захватывающая история художника-керамиста Сергея Шихачевского связана с тем, что он «своего» святого выбрал сам. Впрочем, ему даже выбирать не пришлось, потому что уже 10 лет он ходит шкипером по Средиземному морю и знает, что западным покровителем корабелов считается святой мученик Эразм (он же Эльм) Формийский. «Многие чудеса случались по молитве к св. Эразму в западной части Средиземного моря. А в восточной его части и в православной традиции мореплаватели больше молятся святителю Николаю», – напомнил художник и рассказал о чудесных совпадениях: оказывается, мощи обоих святых покоятся с разных сторон итальянского «сапога» на одной широте, а обстоятельства перенесения их мощей (свт. Николая в Бари и смч. Эразма в Гаэту) связаны с чудесным спасением реликвий от мусульманского нашествия. Замысел керамического алтаря корабелов, таким образом, не пришлось долго вынашивать: в центре триптиха С. Шихачевский изобразил Богоматерь Misericordia (Милосердие)– под полами ее звездного плаща укрываются корабли, слева от нее (на западе) изображен св. Эразм (Эльм), а справа (на востоке) – свт. Николай. Эту работу можно будет увидеть на выставке в Минске.

Проект «Святые неразделенной Церкви» будет развиваться в разных направлениях, надеются его организаторы и участники. «Научная составляющая» может воплотиться в конференциях и изданиях, посвященных истории древних святых и неразделенной Церкви, отметила И. Языкова. Планируется также издание полного каталога выставки. Она предположила также, что и другие иконописцы захотят участвовать в проекте на новом его этапе. Александр Кравецкий, специалист по гимнографии (Институт русского языка РАН), полагает, что, помимо живописных, надо создавать «словесные иконы» древним святым, а также литургические тексты, связанные с ними. «Для современной ситуации, когда всё чаще ставится вопрос о том, выживет ли христианство, обращение к первому тысячелетию, к общим христианским корням очень полезно», – заключила И. Языкова.
Выставка в «Покровских воротах» открыта всего три дня, она завершится 15 ноября.

Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна