Почему Папа забрал с Лесбоса именно мусульман?

Почему Папа забрал с Лесбоса именно мусульман?

ВОПРОС:
В середине апреля Папа совершил визит в лагерь беженцев на о. и забрал оттуда с собой в Рим 12 человек. Все – мусульмане. Многие католики в недоумении (если не сказать – в шоке): почему он не забрал христиан? Некоторые расценили это чуть ли не на грани предательства. Действовал ли здесь Папа в рамках догмата о непогрешимости или как частное лицо? Посмотрев комментарии зрителей польского государственного телевидения к материалам об этих событиях сразу после их выхода в эфир, вы можете уловить настроение людей в католической Польше.

ОТВЕТ:
Начнем с твита, который Святейший Отец опубликовал сразу после своего путешествия на Лесбос:

«Избранный путь к миру заключается в том, чтобы признавать в другом человеке не врага, с которым бороться, а брата, которого нужно принять».

В какой-то мере эти слова могут стать ответом тем, кто видит угрозу в лице беженцев, особенно мусульманской веры.

Прежде чем коснуться самого события, стоит отметить, что часто мы ошибочно составляем себе мнение о настроении той или иной группы людей по совершенно косвенным признакам. Анонимные комментарии на сайте государственного телеканала любой страны не могут иметь никакого веса в оценке точки зрения верующих людей. Для того чтобы составить объективное суждение о мнении католиков, нужно быть по меньшей мере уверенными в их идентификации, и это не относится только к нашему вопросу, но и вообще к подходу к средствам массовой информации и социальным сетям. Приведенные в письме цитаты в основном представляют из себя краткие эмоциональные высказывания людей неизвестного вероисповедания, лишенные аргументов и не предполагающие никакого диалога. Мнением католиков стоит поинтересоваться путем личного общения в приходах, в благотворительных организациях и центрах помощи нуждающимся, среди тех, кто каждый день сталкивается, как сказал Папа, не с цифрами, а с реальными людьми, лицами, историями. Тех, кто верует не на словах, а видит в каждом нуждающемся, независимо от его религиозной принадлежности, лик Бога, по образу и подобию которого этот человек создан. Такое «духовное зрение» может быть присуще тем, для кого вера – это не набор правил и ограничений, а жизненная связь с Иисусом Христом. Он — Добрый самарянин, Который не проходил мимо тех, кого фарисеи и книжники считали изгоями, и Он совершал неожиданные для всех жесты, наполняя их символическим значением. Иисус не обеспечил всех нуждающихся, не исцелил всех больных. Но Своими знаками Он показал нам, кто наш ближний, кто ценен в глазах Бога.

Первая из семей, которых Папа забрал с собою в Рим, — это супружеская пара с двухлетним ребенком. И муж, и жена — инженеры из Дамаска. Они жили на окраине города — Запатани, под постоянными бомбардировками. Вторая супружеская пара – учитель и портниха с тремя детьми. Они приехали из Деир Аззора, оккупированного самопровозглашенным ИГИЛ. Их дом был разрушен бомбами, так же, как и дом третьей семьи – молодой супружеской пары из Дамаска с двумя детьми. Один из них – шестилетний Омар – получил тяжелую психологическую травму из-за перестрелок и перестал говорить. Итак, среди 12 беженцев – шестеро детей, из них двое подростков и четверо – дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Решение о переезде трех семей беженцев с Лесбоса в Ватикан было принято по итогам специальных переговоров между Госсекретариатом Ватикана, правительством Греции и правительством Италии. Разумеется, взаимная договоренность между тремя государствами о переезде беженцев в Ватикан не могла быть принята в обход норм международного права.

Многие поступки Папы Франциска имеют символическое значение. Разумеется, он не может обеспечить всем необходимым всех нуждающихся на свете. Но добро, сделанное некоторым, иногда помогает «спровоцировать» мир, заставить его задуматься, подтолкнуть к неожиданным решениям и поворотам мысли. Таким поступком и был выбор 12 беженцев, которые будут отныне жить в Риме и получать всестороннюю помощь от Ватикана. Когда речь идет о спасении ближнего, вероисповедание не играет роли. Вероятно, кому-то кажется логичным, что нужно помогать именно христианским беженцам. Но именно потому, что это кажется логичным и само собой разумеющимся, поступок Папы может помочь сломать этот барьер, воздвигнутый внутри мышления многих людей: барьер страха перед «не нашими», согласно которому «помогать надо нашим» или «в первую очередь нашим». Но для Христа не существует «наших» и «не наших»: есть нуждающийся человек, дитя Божье, а страх перед «не нашим» — не от Бога. В Общине Святого Эгидия нам пояснили, что Папа выбрал беженцев не на основе религии, а в силу их ситуации: прежде всего речь идет о семьях, а Папа неоднократно в своих выступлениях и интервью упоминал о бесчеловечной ситуации, в которой оказываются многие семьи мигрантов, не имея возможности воссоединиться.

не выбирал специально именно нехристиан, но выбирал просто людей и чад Божиих.

Размещением трех семей из Сирии занялась римская община Святого Эгидия. Беженцев встретили торжественным ужином в приходских помещениях базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. Ужин состоял из сирийских традиционных блюд, чтобы подчеркнуть семейную атмосферу события. Для приехавших с Лесбоса сирийцев все происходящее было полной неожиданностью, они от сердца благодарили Папу. Один их них за ужином сказал, что радушный прием в Италии «заставил забыть обо всем, что было в Сирии», хотя все признались, что уезжать с Лесбоса было боязно.

Мы побеседовали с одной из семей — Хассаном  и Нур из Дамаска. Они рассказали, что оставили родину в декабре 2015 года, после того как Хассан был призван к оружию, как и все мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Поскольку имя Хассана было зарегистрировано во всех полицейских участках, невозможно было покинуть страну через границу, и семье пришлось предпринять нелегальный путь. Прибыв на Лесбос, первое время семья жила в нормальных условиях, но уже через несколько дней стало прибывать огромное число других беженцев, и обитатели лагеря ощутили нехватку воды, гигиенических служб, места для размещения семей.

«Я хочу поблагодарить Папу за этот поступок, — говорит Нур. – Ни один мусульманский религиозный деятель и ни один арабский президент – и я часто об этом говорю – ничего такого не сделал. Говорят, что у нас все общее – язык, религия, — но нет такого религиозного лидера или арабского президента, который бы чувствовал наши страдания: только Папа. Папа молился о нас, он прочувствовал наши страдания. Он решил отправиться на Лесбос, чтобы увидеть своими глазами, что происходит. Поэтому я хочу сказать ему: спасибо, что ты нас спас. Надеюсь, что этот его жест сможет подействовать на других, коснуться их, изменить политические позиции, чтобы границы открылись для беженцев. Существует так много тяжелых ситуаций в лагерях, так много людей нуждаются в помощи! Все это – обычные люди, которым пришлось оставить все из-за войны. Мы были вынуждены уехать из своей страны из-за войны… Мы хотим только жить в свободном месте, где уважают всех людей, где уважают все религии».

Разумеется, в Церкви всегда были, есть и будут люди, которые не соглашаются с поступками Папы Римского. Да и с поступками Иисуса Христа тоже. Были, есть и будут люди, не соглашающиеся с учительством Церкви, даже с тем, которое было высказано ex cathedra. Что касается этого догмата, мы отсылаем наших слушателей к подробному его объяснению в Катехизисе Католической Церкви и в документах Второго Ватиканского собора. Вопрос «непогрешимости» никоим образом не связан с этой темой.

Очень легко осуждать и возмущаться, находясь далеко от конкретных людей. А что думают по этому поводу те, кто сейчас оказывают помощь приехавшим беженцам? Мы поинтересовались и их мнением. Вот что нам сказала на эту тему Даниэла Помпеи, отвечающая за мигрантов в Общине Святого Эгидия: «Они были выбраны не по религиозному признаку, а просто-напросто потому, что находились в особенно уязвимой ситуации. Прежде всего речь идет о семьях беженцев, которые происходят из страны, где война продолжается более пяти лет. Одна из семей родом из района, оккупированного ?Даиш?, другие жили близ Дамаска, в пограничной зоне, где шли боевые действия. Они были вынуждены бежать и, нужно отметить, не собирались покидать Сирию и ждали целых пять лет прежде чем уехать».

Мы спросили у кардинала Вельо, президента Папского совета по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих, что он думает об этом. Почему Папа выбрал именно мусульманские семьи?

«Он хотел показать, что проблемы решаются не разговорами, не словами, — слова полезны и необходимы, но лучше, когда теория переходит в практику. Мусульмане это или христиане – в данный момент это не имеет особого значения».

Хотелось бы спросить тех, кого возмутило, что Папа оказал помощь трем мусульманским, а не христианским семьям: а что конкретно они сами сделали для того, чтобы помочь христианским беженцам? Много ли своего времени и имущества потратили на то, чтобы христианские были достойно приняты и получали помощь? Прежде чем возмущаться жестом Святейшего Отца, следует поинтересоваться, что он сделал для христианских беженцев. Об этом можно найти немало материалов. Еще до своей поездки на Лесбос Папа принял в Ватикане семьи  беженцев-христиан. Святейший Престол оказывает постоянную конкретную помощь беженцам во всех странах. Один за другим посланники Папы отправляются в районы вооруженных конфликтов, посещают лагеря беженцев, передают гуманитарную и финансовую помощь, координируют постоянное обслуживание беженцев, несут утешение в христианские общины. Только почему-то репортажи СМИ об этом очень быстро проходят мимо внимания тех, кто предпочитает выискивать повод для осуждения, а такой повод всегда охотно будет кем-нибудь предложен.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна