Папа — о христианстве: «поддерживать огонь, а не поклоняться пеплу»

1Утром в субботу, 7 марта 2015 г., встретился с движением «Общение и Освобождение», основанным доном Луиджи Джуссани. Именно ему посвятил первые слова своего обращения ко многотысячной толпе, заполнившей площадь Святого Петра. Недавно движение отметило десятую годовщину кончины дона Джуссани, о котором Папа поделился личными воспоминаниями. «Этот человек помог мне и моей священнической жизни» через свои книги, сказал Папа. Кроме того, «его мысль глубоко человечна, она достигает самых глубинных стремлений человека». Папа подчеркнул, что особую ценность для дона Джуссани имел опыт встречи: встречи не с идеей, а с Личностью, с Иисусом Христом. «Так он учил свободе, ведя ко встрече со Христом, поскольку Христос даёт нам истинную свободу». Папа сказал, что ему вспоминается «Призвание апостола Матфея» кисти Караваджо: на этой картине никто, включая Матфея, не мог поверить «в послание указующего на него перста, в послание этих глаз, воззревших на него с милосердием и избравших его, чтобы он последовал за Ним».
«Все в нашей жизни – как сегодня, так и в эпоху Иисуса – начинается со встречи. Встречи с этим Человеком, плотником из Назарета, с таким же, как все, и в то же время иным человеком», — продолжил Папа Франциск и сослался на призвание первых учеников Иисуса Христа. Динамику этой встречи нельзя понять без милосердия: «Только тот, кто был обласкан милосердием, поистине знает Господа. Избранное место встречи – это ласка милосердия Иисуса Христа по отношению к моему греху. Именно благодаря этим объятиям милосердия появляется желание ответить и измениться, и может начаться другая жизнь. Христианская нравственность – это не титаническое, волюнтаристское усилие человека, который решил стать последовательным и у которого получилось, своеобразный одиночный вызов миру. Нет, христианская мораль – это ответ, это трогательный ответ перед лицом неожиданной, непредсказуемой, даже «неправильной», согласно человеческим критериям, милости Того, Кто знает меня, знает о моих изменах и все равно меня любит, уважает, обнимает, снова зовет меня, надеется на меня и ждет от меня. Христианская мораль не означает никогда не падать, — но всегда подниматься благодаря Его поддерживающей руке».
Путь Церкви – сказал далее Папа – также заключается в этом: показывать великое милосердие Бога. Святейший Отец повторил слова, сказанные им недавно кардиналам: «Путь Церкви — никого не осуждать навеки, чтобы изливать милосердие Божье на всех людей, которые просят о нем с искренним сердцем».
Движение «Общение и Освобождение» празднует свое шестидесятилетие. Оно родилось в Церкви «не по организаторской воле иерархии, но благодаря обновленной встрече со Христом», — процитировал Папа слова Бенедикта XVI. Шестьдесят лет спустя движение не утратило своей юности и жизнеспособности. «Но помните всегда, — сказал Папа, — что центр – это только Иисус Христос! Когда я ставлю в центр мой духовный метод, мой духовный путь, мой способ его прохождения, я сворачиваю с пути. Вся духовность, все харизмы в Церкви должны быть «децентрализованы»: в центре — только Господь!».
«Харизма не хранится в бутылке с дистиллированной водой», — добавил Папа Франциск. Верность харизме не означает ее окаменелость – «в камень превращает дьявол». Быть верным не означает «записать ее на пергаменте и заключить в рамку». Наследие дона Джуссани не может быть сведено к «музею воспоминаний, принятых решений и правил поведения». Оно подразумевает «верность традиции», а она состоит в том, чтобы «поддерживать огонь, а не поклоняться пеплу». «Дон Джуссани не простил бы вам, если бы вы утратили свободу и превратились в экскурсоводов по музею и поклонников пепла. Поддерживайте огонь памяти первой встречи и будьте свободны! Так, имея в центре Иисуса и Евангелие, вы сможете быть руками, ногами и сердцем Церкви «выходящей». Церковь выходит, чтобы искать дальних на окраинах, чтобы служить Иисусу в каждом отверженном, оставленном человеке, в человеке без веры, разочарованном в Церкви, узнике собственного эгоизма».
«Выходить» означает отказаться от сосредоточенности на себе во всех ее формах, сказал далее Папа. Для этого нужно уметь слушать тех, кто не похож на нас, и учитсья у всех с искренним смирением. Когда мы сосредоточены на себе, мы взращиваем «духовность на этикетке»: «Я из CL», — и попадаем в тысячи ловушек самолюбования, превращаясь в общественных деятелей.
В завершение своей речи Папа процитировал две фразы дона Джуссани – одна из них была сказана в первые времена движения, а другая – в конце жизни. Первая: «Христианство никогда не реализуется в истории как закрепленность защищаемых позиций, которые противопоставляются новшествам. Христианство – это источник искупления, который вбирает в себя новое и спасает его». И вторая: «Я не только никогда не имел намерения ничего «основывать», но считаю, что интуиция движения, зарождение которого я наблюдал, заключается в осознании той безотлагательности, с какой следует возвещать необходимость возвращения к элементарным аспектам христианства».
«Пусть Господь благословит вас, а Пресвятая Дева вас хранит. И пожалуйста, не забывайте молиться обо мне!» — закончил свою речь традиционной просьбой Папа Франциск.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна