Общая дата празднования Пасхи возможна: достаточно вернуться к Никейскому собору

Общая дата празднования Пасхи возможна: достаточно вернуться к Никейскому собору

12-го июня 2015 года, во время встречи со священниками, принимавшими участие в духовных упражнениях движения католического харизматического обновления, говорил об общей дате Пасхи для католиков и православных. В связи с этим предлагаем вашему вниманию статью из газеты «L’Osservatore Romano», опубликованную в 2009-м году и написанную монс. Элеутерио Франческо Фортино, тогдашним заместителем секретаря Папского совета по содействию христианскому единству.

***

Не все христиане празднуют Пасху все в один и тот же день. На Западе и на Востоке для расчета Пасхи используют два различных календаря: соответственно григорианский и юлианский. В некоторые годы, из-за совпадения расчетов, приходится на тот же день, в других случаях восточная празднуется позже, иногда даже на один месяц. Конечно, все мы, христиане, верим, что Иисус Христос «на третий день воскрес». И это является решающим, определяющим, характеризующим фактом христианской веры. Тем не менее, разница в датах празднования Пасхи является серьезным препятствием для христианского свидетельства в мире.

На Западе в шестнадцатом веке было выявлено несоответствие между астрономической реальностью и вычислениями бывшего в употреблении календаря, который ввёл Юлий Цезарь (поэтому его называли юлианским). На основании решения Тридентского Собора Папа Григорий XIII поручил исследование для коррекции календаря соответствующей Конгрегации под председательством калабрийского кардинала Гульельмо Сирлето. Он проконсультировался со знаменитыми астрономами, а спустя десять лет исследований астроном Луиджи Джильо, также из Калабрии, представил результаты.

Для того, чтобы идти в ногу с астрономическим временем, необходимо было восстановить десять дней. 24-го февраля 1582 года Григорий XIII обнародовал буллу «Inter gravissimas» о вступлении в силу нового календаря в октябре того же года. В связи с этим была проведена целая серия дипломатических контактов с государствами и Церквами.

После многообещающего этапа со Вселенским Патриархатом эти контакты потерпели неудачу, в том числе из-за резкого вмешательства османских властей, которые, вероятно, видели в возможном соглашении опасность сближения Православной Церкви с Западом и, следовательно, угрозу для своей империи (ср. Витторио Пери, Две даты. Единая Пасха. Милан, 1967).

Реформа Григория XIII была одобрена странами Западной Европы, которые ввели его в Америке, Азии и Африке. Позже к ним присоединились и страны Восточной Европы. Но между христианами Запада, принявшими реформу, и Церквами Востока установилась разница, которая остаётся по сей день.

Сегодня юлианский календарь отстаёт на тринадцать дней от григорианского. Эта разница происходит от соответствия или отсутствия соответствия календаря астрономическим данным. Однако принцип установления даты Пасхи является одинаковым для всех. И этот принцип ведёт своё начало от первого Вселенского Собора в Никее (325г.). Это собор был созван императором Константином, чтобы принести мир в империю, взволнованную арианскими спорами и разногласиями по поводу даты Пасхи между христианами Востока и Запада. Принятое решение гласило, что все должы праздновать Пасху «согласно дате римлян и александрийцев». В соответствии с культурной и научной значимостью Александрии Церкви этого города было поручено каждый год определять дату Пасхи и сообщать её всем Церквам. Для вычислений использовался следующий принцип: Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия (ср. I. Ortiz De Urbina, Nic?e et Constantinople, Париж, 1963).

Этот идентичный принцип, применяемый и к юлианскому календарю и к григорианскому, определяет разницу в датах Пасхи, которая существует между «восточными» и «западными» христианами. Последнее понятие включает в себя католиков латинского обряда, протестантов и некоторые восточные католические общины, такие как итальянско-албанская. Православная Церковь Финляндии и православные Армении, в свою очередь, решили праздновать Пасху по датам западных христиан, в то время как католики латинского обряда, живущие в преимущественно православных странах, таких, как Греция, празднуют в один день с православными. Эти прагматичные решения были приняты для того, чтобы праздновать Пасху сообща в одном месте. Но факт остается фактом: в общей картине восточные и западные христиане празднуют Пасху в разные дни. Это вызывает законные сомнения с обеих сторон, и время от времени возникают инициативы с целью договориться об общей дате.

В одном из апостольских посланий 1920 года Патриарх Константинопольский поднял вопрос о неправильности даты Пасхи, а в 1923 году патриарх Мелетий IV созвал в Стамбуле всеправославную комиссию. Она собралась 24-го февраля и выработала обновленный расчет, который почти совпадал с григорианским. Однако эта инициатива имела несчастную судьбу. Для установления общей даты Пасхи для всего православного мира был подтвержден юлианский календарь, и вопрос остался нерешённым. Для остальной части года только Церкви Константинополя, Греции, Румынии и Кипра приняли новый расчет. Позже к ним присоединились Патриархаты Александрии, Антиохии и Болгарии, но не Русская, Сербская, Иерусалимская и Афонская Церкви. По этой причине, между самими православными Рождество празднуется не в один и тот же день в России и Греции, в Сербии и Румынии, и даже на горе Афон и в Греции. Кроме того, в Церквах, которые приняли новый календарь (Греция, Румыния), появились группы епископов и духовенства, отделившиеся от официальной Церкви. Это так называемые старостильники или палеоимерологиты, которые объявляют себя «истинными православными». Когда сегодня православные говорят о «пастырских соображениях», затрудняющих принятие решения о дате Пасхи, то они ссылаются именно на эту ситуацию.

Второй Ватиканский Собор дал два положения прагматического характера для общего празднования Пасхи. Первое касается «фиксированной» даты, это совершенно новый подход к решению вопроса. «Святейший Собор не противится тому, чтобы Пасха праздновалась в определённое воскресенье по григорианскому календарю — при том условии, что на это согласятся те, кого это касается, особенно братья, отделённые от общения с Апостольским Престолом» («Sacrosanctum concilium», Приложение). На это предложение выразили свое согласие «западные» христиане. «Восточные» проявили себя очень сдержанно, поскольку этот принцип отличается от принятого на Никейском Соборе.

Второе временное положение было дано на время до принятия окончательного соглашения о единой дате Пасхи. «Пока все христиане не пришли к желаемому соглашению относительно единого дня, в который празднество Пасхи будет отмечаться всеми, Патриархам или местным высшим церковным Властям ради содействия единству христиан, живущих в одной и той же области или стране, поручается следующее: по единодушному согласию и после обмена мнениями с заинтересованными сторонами придти к соглашению о праздновании Пасхи в один и тот же воскресный день» («Orientalium Ecclesiarum», 20). Этот подход имел определённое влияние. Некоторые католические общины латинского обряда адаптировались к датам православного большинства. Как уже упоминалось, речь идёт о католиках латинского обряда Греции, Эфиопии и Египта.

Изучение этого вопроса остается на повестке дня Католической Церкви, Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Православных Церквей.
После различных инициатив, таких как послание Папы к главам Церквей, участие в инициативах других Церквей и экуменических организаций, которые не оказали никакого практического влияния, Католическая Церковь, в соответствии с решением, принятым Вторым Ватиканским Собором, вернулась к рассмотрению вопроса в 1975 году. Консультация ведомств Римской Курии завершилась соглашением о возможности искать решение «для фиксированной даты Пасхи, которая должна быть одним из воскресений апреля, предпочтительно вторым». В это предложение в дальнейшем было внесено уточнение о «воскресенье, которое следует за второй субботой апреля». Это предложение, сделанное другим христианам, встретило согласие «западных», но не «восточных». Только Церковь Румынии, следуя решению своего Синода, была готова ориентироваться на фиксированную дату. Тем не менее, Католическая Церковь продолжает искать решение этой проблемы.

Первая Всеправославная конференция в Родосе (1961 г.) ввела в программу подготовки собора Православных Церквей тему календаря, в которую был включён также вопрос о Пасхе. Секретариат подготовки собора организовал экспертные исследования на высоком уровне. В 1977-м году (с 28-го июля по 3-е июня) в Шамбези (Женева) было созвано всеправославное совещание епископов и специалистов с участием трёх наблюдателей от Католической Церкви, Всемирного Совета Церквей и англиканской Общины. Автор этих строк был наблюдателем от католической стороны, богослов Лукас Фишер – от Всемирного Совета Церквей. Вопрос был рассмотрен всесторонне, но особое внимание было уделено пастырским последствиям для Православных Церквей.

В 1979-м году (третьего февраля) обсуждались исследования астрономов из разных научных учреждений (Академия наук СССР, Институт астрономии в Гейдельберге, Женевская обсерватория, астрономическая лаборатория Афинского университета). Естественно, эти исследования демонстрировали «задержку» юлианского календаря и необходимость реформ. Все акты были опубликованы (см. «Synodica», V, Chamb?sy-Gen?ve 1981, pp. 7-149).

В 1982 году (с 3-го по 12-е сентября) вторая предсоборная Всеправославная конференция приняла к сведению результаты проведенных исследований и неправильность календаря. Тем не менее, — говорилось в итоговом документе, — «в нынешней ситуации, верный народ Божий не готов или, по крайней мере, не был достаточно информирован для того, чтобы рассмотреть и принять изменения в вопросе определения даты Пасхи».

Всемирный Совет Церквей организовал несколько консультаций по этому вопросу и провел в Церквях, которые являются его членами, широкое исследование. Его результаты были изучены на совещании экспертов в марте 1970-го года, в котором приняли участие представители Православной, Англиканской, Протестантской и Католической Церквей.

Консультация рассматривала различные возможности, которые следовало изучить Церквам: сохранить принцип Никеи – «с помощью астрономически точных данных» и «договориться о фиксированном месте для расчета этой даты» (был предложен Иерусалим) — либо праздновать Пасху в одно из воскресений апреля (было указано на воскресенье, следующее за второй субботой в апреле, то есть, между девятым и пятнадцатым апреля).

Центральный Комитет Всемирного Совета Церквей поручил в 1971-м году комиссии «Вера и конституция» наблюдать за ходом решения этого вопроса. Самая последняя консультация состоялась в Сирии, в Алеппо, с пятого по десятое марта 1997 года, организованная тем же комитетом. Она завершилась тремя рекомендациями относительно установления даты Пасхи. Во первых, сохранить принцип Никейского Собора; во-вторых, научно вычислять астрономические данные, и в третьих, использовать в качестве точки отсчета для расчета меридиан Иерусалима. Этот традиционный подход имеет новое требование научно обновлённого астрономического расчета.

Если бы рекомендации этой консультации были приняты во внимание и применены на практике, то это стало бы традиционным и в то же время современным решением. В нём были бы все необходимые элементы: празднование Пасхи в одно из воскресений всеми христианами и соблюдение «принципа» Никейского Собора также в том, что касается необходимости астрономической точности. В то время от Александрийской Церкви требовалось определять дату Пасхи именно из-за её научной компетентности, и Православные Церкви понимают все это. Тем не менее, сейчас они не видят возможности изменить календарь, объясняя это «пастырскими причинами». С другой стороны, вопрос о дате Пасхи входит в программу предстоящего собора Православных Церквей. Вопрос остается открытым, и проблема сохраняется.

***

В 2012 году директива Ассамблеи католических Ординариев епископов Святой Земли постановила, что все католики, живущие на территориях, относящихся к Латинскому Патриархату, т.е. соответствующих Израилю, палестинским территориям, Иордании и Кипру, в 2013-м году должны праздновать Пасху согласно юлианскому календарю, как их православные братья. Исключёнными из директивы остались церкви святых мест в Иерусалиме и Вифлееме в соответствии со «статусом-кво», регулирующим права собственности и доступа христианских общин в храмы Гроба Господня, Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме и в Базилику Рождества Христова в Вифлееме, и действующим со времён Османской империи.

Папа Франциск уже рассматривал вопрос о дате Пасхи в двух других случаях, оба раза в 2014-м году: 26 мая и 30 ноября, на пресс-конференциях на борту самолёта, во время обратных рейсов из апостольских поездок соответственно на Святую Землю и в Турцию

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна