Несмотря на принятое англиканами решение о возведении женщин в епископский сан, экуменический диалог с ними будет продолжаться

В понедельник на этой неделе после бурного голосования Синодом Англиканской Церкви в Йорке было принято решение о возможности возведения женщин в епископский сан. Правда, это решение, прежде чем вступить в силу, должно быть вынесено на референдум (его объявит другой Синод, который состоится позднее), однако уже теперь можно утверждать, что Англиканской Церковью перейден некий очень важный рубеж. Будет ли после этого продолжен англиканско-католический диалог? На этот и некоторые другие вопросы отвечает секретарь Папского Совета по содействию христианскому единству епископ Брайан Фаррелл в своем интервью агентству «Зенит».

На синоде в Йорке было принято решение о возведении в епископский сан женщин, вопреки позиции так называемых традиционалистских общин. Это решение будет внедряться во всей Англиканской Церкви. И хотя оно полностью вступит в силу не раньше 2012 г., оно кажется достаточно твердым. Можно ли всё-таки ожидать пересмотра этого решения?
Синод, только что завершившийся в Йорке, является именно синодом Церкви в Англии. Его решения не имеют никакой силы за пределами Англии, даже в Уэльсе или Шотландии. Вообще-то Англиканское Содружество складывается из 38 независимых провинций, и Англия – только одна из них. В некоторых из этих провинций уже есть женщины-епископы. Прошедший синод дал разрешение на подобную практику в Англии. Безусловно, этот процесс продолжится, поскольку большинство верных Англиканской Церкви хочет этого.

Одним из поражений прошедшего синода стало отклонение компромиссной поправки архиепископов Кентерберийского и Йоркского Роуэна Вильямса и Джона Сентэма. Многие аналитики считают, что отклонение поправки разрушит англиканскую общину. Так ли это?
На самом деле ситуация вокруг этой поправки очень сложна и даже парадоксальна. Если бы она была принята, могла бы сложиться такая ситуация, что некий приход или община могли бы выйти из юрисдикции главы своей епархии-женщины и перейти в юрисдикцию какого-то другого епископа-мужчины. Тем самым этот приход не был бы в общении с другими приходами своей епархии. Здесь мы имеем очевидную «структурную схизму», даже если об этом предпочитают прямо не говорить.
Но теперь, когда поправка отклонена, такой ситуации не возникнет. У любого прихода есть только две возможности: оставаться в общении со своим епископом или покинуть Англиканскую Церковь. Англиканская Церковь в этих обстоятельствах может потерять некоторое число верных, но ей не будет угрожать опасность раскола.

Ранее Ватикан предупреждал, что возведение в епископский сан женщин поставит под сомнение перспективы экуменического диалога с Католической Церковью. Какова же ситуация этого диалога в свете решений Синода?
Все Церкви, укорененные в первом тысячелетии нашей эры, – Католическая, Древне-Восточные, Православные – полагают, что священство зарезервировано исключительно мужчинам. С точки зрения этих Церквей, рукоположение женщин – это неоправданный отход от традиции.
Что же касается экуменического диалога, то, как я уже сказал, у некоторых из Англиканских Церквей епископы-женщины были и раньше, однако диалог с ними продолжался. Естественно, вновь сложившаяся ситуация скажется на диалоге и станет огромным препятствием для его окончательной цели – достижения полного и видимого единства наших Церквей. Диалог будет продолжен в рамках имеющихся возможностей.

Некоторые аналитики полагают, что целые общины англикан-традиционалистов могут теперь присоединиться к Католической Церкви на условиях, обозначенных в Апостольской Конституции Бенедикта XVI «Anglicanorum coetibus». Ходят слухи о том, что некая группа англиканских священников уже вступила в переговоры с католическим епископом. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Конкретные последствия воздействия на ситуацию документа «Anglicanorum coetibus» пока не выявлены. В принципе, любой человек, исповедующий католическую веру и не имеющий канонических препятствий, может просить о принятии в Католическую Церковь. Англикане или бывшие англикане могут сделать это с сохранением некоторых элементов своей прежней традиции. Эти привилегии могут быть им предоставлены (по их просьбе) в местном католическом приходе.
Иная проблема возникает, если речь идет о группах. Группы могут различаться своим «экклезиальным весом». И тогда Епископская конференция страны или ординарий данного региона должны выработать условия их принятия после досконального изучения ситуации.
Еще отмечу, что термином «англикане-традиционалисты» кое-где принято называть англикан-евангеликов. Как раз эта часть Англиканского сообщества очень далека от Католической Церкви, особенно в том, что касается вопросов экклезиологии.

С какими чувствами Святой Престол и особенно Ваша дикастерия воспринимают решения синода в Йорке?
Все процессы следует рассматривать в надлежащей перспективе. Конечно, мы опечалены тем, что Англиканская Церковь отвергла нечто такое, что мы считаем неотъемлемой частью Священного Предания. Но на самом деле процесс пересмотра изначальных церковных традиций начался у англикан не сегодня.
Мы продолжим экуменический диалог в духе реализма, принимая вещи такими, какими они есть, и сознавая, что перед нами расстилается долгий и трудный путь. Но мы также сознаем и то, что задание диалога возложено на нас Самим Христом и поддерживается благодатью Святого Духа – Души Церкви Христовой.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна