Некоторые немецкие протестанты считают, что христианская миссия среди мусульман вредна

Некоторые немецкие протестанты считают, что христианская миссия среди мусульман вредна

Немецкая Евангелическая Церковь в Рейнской области (первая в стране начавшая прием и размещение беженцев) выступила против обращения в христианство мигрантов, прибывающих в Германию.

Инициатива создания документа, озаглавленного «Братство мигрантов и свидетельство в диалоге с мусульманами» принадлежала главе экуменического департамента Евангелической Церкви Рейнской области Барбаре Рудольф, известной активистке экуменического движения, главы «Рабочей группы христианских Церквей», участвовавшей в сближении православного богослужения с западными традициями в 2008 году.

Автор документа признается, что на формулирование идей, заложенных в текст послания, ее вдохновила беседа с известным австрийским социологом, заведующим кафедрой исламских религиозных исследований в университете Мюнстера Муханадом Хуршидом. Барбара Рудольф решила, что попытки прозелитизма, направленные на представителей интеллектуальной элиты другой религии, не имеют смысла и могут быть даже вредны для установления межнационального диалога. «Он будет прав, если воспримет мои попытки обратить его в христианство как пощечину», – призналась Рудольф журналистам после беседы с Хуршидом.
Вместо этого Рудольф составила документ, согласно отрывку из которого, приведенному в издании Welt, «общение с мусульманами с прозелитическими намерениями противоречит духу и букве учения Иисуса Христа и потому должно быть решительно отвергнуто». Вместо этого христианам и мусульманам предлагается «создавать общее видение точек соприкосновения в спорных моментах». Но основано это новое общее видение должно быть не на теологических постулатах, а на социально-политических предпосылках. Например, попытка обращения мусульман в христианство, по мысли Рудольф, ставит под угрозу «межрелигиозный мир». «В обществе, не свободном от конфликтов, проявление Церковью стремления к мирному сосуществованию послужит всем добрую службу», – считает она.

Составленный главой экуменического департамента документ был одобрен Евангелической Церковью в Рейнской области и вскоре разослан по другим земельным Церквам, в которых, однако, документ был воспринят неоднозначно. Например, входящий в Евангелическую Церковь Германии Союз Евангелических Церквей выступил против документа. «Мы настаиваем на том, что нельзя отказываться от выполнения главной миссионерской христианской обязанности, а именно евангельской проповеди, обращенной к людям других вероисповеданий», – сказал генеральный секретарь Союза Хартмут Стиб. Такое разномыслие среди немецких протестантов объясняется тем, что исторически Евангелическая Церковь, как и сама территория, на которой теперь располагается , не была монолитным образованием, а состояла из земельных Церквей, которые после Второй мировой войны были объединены на основе не запятнавшей себя связями с нацистами Исповедующей Церкви. Часть земельных Церквей Третьего рейха оказались на территории ГДР и в 1969 году заявили о своем отделении от Евангелической Церкви Германии и создании собственной организационной структуры – Союз Евангелических Церквей, который после объединения Германии вновь вошел в Евангелическую Церковь, но сохранил собственную структуру. Сейчас к Евангелической Церкви Германии принадлежит около 30% населения страны.

Кроме Союза Евангелических Церквей несогласие с документом, составленным Барбарой Рудольф, высказала маленькая Независимая Евангелическая Лютеранская Церковь, объединяющая не более 1% населения страны (около 36 тыс. человек). По сравнению с допускающей женский епископат и ведущей споры о возможности гей-браков среди пасторов Евангелической Церковью Германии Независимая Евангелическая Лютеранская Церковь стоит на более консервативных позициях.

Существующая в Германии организация по координации миссионерской активности земельных Церквей – Консорциум евангелических миссий – не высказала своего отношения к данной инициативе, но по общему направлению работы организации сложно представить, что Консорциум поддержит идею Рудольф. В сентябре с.г. организация обратилась к своим членам со следующим посланием: «Мы получили уникальную возможность познакомить с Христом бесчисленное количество людей, до которых еще не дошла Благая Весть». В заявлении Консорциума подчеркивается, что большинство беженцев, которых сейчас принимает Германия, – это мусульмане, которые спаслись от «исламистского террора». В заявлении также сообщается, что многие выходцы из Сирии хорошо образованы, трудолюбивы и уровень рождаемости среди них не выше, чем в Европе, поэтому «опасения, что мусульмане вскоре станут большинством в Европе, не имеют под собой никаких оснований».

В настоящее время даже клирики в Евангелической Церкви Рейнской области, к которой принадлежит сама Рудольф, отнеслись к ее идее более чем неоднозначно. Один анонимный пастор написал в блоге Рудольф: «Это новое понимание миссионерства сводит на нет евангельскую проповедь». «Если кто-нибудь после прочтения этого документа решит, что протестантам всё равно, поклоняются ли они Христу или Мухаммеду, автору документа не стоит даже удивляться», – прокомментировал идею Рудольф глава Центра по миссионерской деятельности Евангелической Церкви Ханс-Херман Помпе.

Сама Рудольф говорит, что ее инициатива была неправильно понята. «Речь не шла о полном отказе от миссионерской работы», – комментирует автор документа. По ее мнению, она лишь пыталась создать реальные механизмы имплементации созданного в 2011 году Всемирным Советом Церквей, Евангелическим Союзом и Ватиканом Кодекса под названием «Христианское свидетельство в мультирелигиозном мире», в котором говорится, что христиане должны избегать «неуместного миссионерства путем обмана и насильственного склонения к своей вере». Другими словами, обращение беженцев в христианство означает попытку влиять на мировоззрение людей, попавших в сложную жизненную ситуацию. «Мы хотим жить в таком мире, в котором другим было бы интересно узнать о христианской вере. Любой, кто действительно хочет стать христианином, может получить Крещение», – говорит Рудольф.

Дискуссия в среде немецких протестантов разгорелась на фоне увеличивающего притока беженцев, большинство из которых — мусульмане. Взяв на себя обязательства принять от 800 тыс. до 1 млн беженцев, Германия, в которой уже обосновалось около 4 млн инородцев, может скоро обогнать по этому показателю Францию с ее 5 млн. На этом фоне всё большую силу набирают крайне правые националистические группы. По их мнению, прибывающие в Германию принимают христианство из политических соображений: чтобы избежать депортации. Например, чаще всего христианство в Германии принимают из Афганистана и Ирана. В этих странах за отказ от мусульманской веры полагается смертная казнь, что признается немецкими властями, поэтому принятие христианства такими людьми снижает шансы на последующую депортацию. Что, в свою очередь, вызывает вопросы со стороны их единоверцев: а искренне ли эти мусульмане отказываются от своей веры?
В целом количество принимающих христианство беженцев незначительно. В 2009 году в католичество из ислама перешло менее 300 человек. Протестантские Церкви не ведут такой статистики. Председатель Центрального исламского совета Германии сообщил, что он не заметил резкого увеличения количества переходов мусульман в христианство. Епископ Независимой Евангелической Лютеранской Церкви в Дюссельдорфе сообщает, что начиная с 2011 года крестил около 30-ти бывших мусульман, в основном это были иранцы.
«Не думаю, что данная инициатива сильно изменит ситуацию с распространением христианства в Европе», – говорит один из экспертов. «Большинство иммигрантов или становятся секулярными и не придают значения вере вообще, или продолжают оставаться мусульманами», – говорит он, предлагая расценивать инициативу Рудольф как нравственную и этическую позицию.

Всё же беженцы стали серьезным испытанием для церковного сообщества Германии. Возможно, этим объясняются появившиеся недавно слухи о том, что то ли , то ли католики в Германии якобы перестали принимать новых членов, так как не желают крестить беженцев-мусульман и тем самым упрощать им путь европейской легализации. Существуют как минимум две точки разлома немецкого духовенства: принимать или не принимать, крестить или не крестить. Барбара Рудольф занимает крайне левую позицию: принимать, но не крестить, но ее точку зрения не разделяет практически ни одна крупная церковная организация. Большинство стоит на средней позиции: принимать и крестить, даже если это будет означать, что Церкви пользуются уязвимостью беженцев. Крайне правые позиции занимают те священнослужители, которые участвовали в акциях движения PEGIDA.

Источник: Независимая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна