Экуменическая молитва в Преображенском кафедральном соборе

В субботу 22 января, в рамках Недели молитв о единстве христиан (18 – 25 января), экуменическое богослужение с участием католиков, лютеран, баптистов, православных прошло в католическом Преображенском соборе г. Новосибирска. Его возглавили благочинный Центрального деканата Преображенской епархии священник и епископ Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ) Всеволод Лыткин.
Тексты молитв о единстве христиан, подготовленные и опубликованные совместно Папским Советом по содействию христианскому единству и Комитетом «Вера и Устройство» Всемирного Совета Церквей, были в этом году разработаны христианскими общинами Иерусалима. В пользу верующих Святой Земли предназначался и сбор пожертвований в ходе экуменического богослужения, тема которого звучала так: «Вместе в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян 2,42-47)». На престоле храма курился ладан, привезённый из Святой Земли, а участники богослужения зажгли свечи – материальный символ их молитв о единстве.

«Две тысячи лет назад, — пишут христиане Иерусалима, обращаясь к своим братьям и сёстрам во всём мире, — первые ученики Христа, собранные в Иерусалиме, испытали излияние Святого Духа в день Пятидесятницы и были соединены вместе как Тело Христово. В этом событии христиане всех времён и местностей видят своё происхождение как сообщества верующих, собранных провозгласить Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Хотя эта ранняя Иерусалимская Церковь испытала трудности, как внешние, так и внутренние, её члены пребывали в вере и общении, в преломлении хлеба и молитвах».
Христиане Иерусалима настаивают, что «призыв к единству может быть чем-то большим, нежели просто слова, что он действительно может направлять нас к будущему, где мы ожидаем и помогаем строить небесный Иерусалим. Ответственность за наши разделения лежит на нас, они – результат наших собственных действий. Мы должны изменить нашу молитву, прося Бога изменить нас так, чтобы мы могли активно работать для единства. Мы достаточно готовы молиться относительно единства, но это может стать заменой действия для его достижения. Возможно ли, что мы сами заграждаем Святого Духа, становясь препятствием единству? что Ему мешает наша гордыня?»

Призыв к единству в этом году обращён к Церквам всего мира из Иерусалима, Матери Церкви. Это – призыв делать как можно больше для единства Тела Христова, призыв вновь открыть для себя ценности ранней христианской общины в Иерусалиме, пребывавшей в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Это и есть те четыре основополагающих элемента, на которых должны строиться наша экуменическая молитва и экуменическое действие.
Ныне все христиане призваны обратиться к истокам первой Церкви в Иерусалиме, пережить вдохновение и обновление, вернуться к основам веры, вспомнить время, когда Церковь была ещё единой.
«Христианское Сообщество в Святой Земле желает уделить особое внимание этим основным элементам, как поднимающим его к Богу за единство и жизнеспособность Церкви по всему миру. Христиане Иерусалима приглашают своих сестёр и братьев во всём мире присоединиться к ним в молитве, в которой они борются за справедливость, мир и процветание для всех людей земли», — читаем мы в обращении иерусалимских христиан, предваряющем тексты богослужения. Это обращение зачитал вслух о. Коррадо Трабукки.

Со словом проповеди к собравшимся обратился лютеранский епископ Всеволод Лыткин. «Не следует думать, — сказал он, — будто в истории Церкви было такое идеальное время, когда не было ни разногласий между епископами, ни еретиков и лжеучителей. В истории Церкви любое время – это время напряженной борьбы – борьбы святости и греха, веры и неверия, истины и лжи. И, тем не менее, все христиане возвращаются к той идеальной картине первоапостольской Иерусалимской Церкви, которую так мастерски написал для нас св. Лука. Подобно св. Петру при виде Преображения мы стоим в восхищении и восклицаем: “Хорошо нам здесь быть!” Мы хотели бы, чтобы и сейчас всё было так. Но даже в Деяниях Апостолов нет полной идиллии. Сегодня мы “пребываем в общении”, т.е. совместно занимаемся делами милосердия, мы “пребываем в молитвах”. Но у нас пока нет той части, которая, пожалуй, важнее того, что уже есть. Мы по-разному понимаем, что такое “учение апостолов”, хотя оно ясно изложено на страницах Священного Писания, проповедано древними учителями… По-разному мы понимаем и “преломление хлеба”… В Церкви Евхаристия всегда была центром христианской жизни: из Евхаристии проистекали братство и общность имущества, общение и молитвы, к Евхаристии подводило и учение апостолов. Но, тем не менее, важно, что мы всё же можем пребывать в общей молитве о единстве Церкви, о том, чтобы все разногласия между христианами были устранены. Такая молитва угодна Богу. По-человечески устранить разногласия нам не под силу. Но невозможное людям возможно Богу. Он знает наши достоинства и слабости, так предоставим же Ему действовать так, чтобы все разделения между христианами отошли в прошлое, а на первое место в их жизни было поставлено учение апостолов и Святое Причастие, от которых бы черпали свою силу их молитвы и дела милосердия!»

Пришедшие на экуменическое богослужение верующие увидели театральную сценку, поставленную силами сестёр-монахинь и детей из католического прихода Непорочного Зачатия г. Новосибирска, прослушали выступление русско-немецкого хора, в котором поют люди разных национальностей и конфессий и, конечно же, вознесли совместные молитвы.
Богослужение имело отчасти покаянный характер: ведь разделение между христианами произошло по нашей, человеческой вине, и продолжается по нашей вине, а вина будет отягощать на нас до тех пор, пока длится разделение… Символизирующие молитвы свечи, зажжённые перед началом богослужения, были потушены (это сделал о. Коррадо) во время чтения покаянных прошений. Осталась гореть лишь одна большая свеча (пасхал), символизирующая Христа – «Свет миру». А затем присутствующим были розданы новые свечки и опять зажжены от пасхала: ведь Свет Христов побеждает тьму людских грехов и порождённых ими разделений. Эту, зажжённую в конце богослужения свечку, каждый его участник унёс с собой: теперь она будет напоминать ему о необходимости молиться о единстве христиан и делать для этого всё возможное не только в специально отведённую для этого неделю, но и в течение всего времени, в течение всей своей жизни, при любой благоприятной возможности…

См. также фотогалерею

В. Дегтярев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна