Для самого депрессивного дня в году британские католики составили специальные молитвы
Третий понедельник январе на Западе часто называют «грустным понедельником» (“Blue Monday”). По мнению авторов этой концепции, данный день может считаться самым депрессивным днем в году из-за традиционного роста цен и налогов в начале нового года, по причине психологической усталости, которая накапливается у людей в связи с зимней погодой и отсутствием солнца и тепла, а также в силу других совпадающих факторов.
По этим причинам для страдающих от долгосрочной депрессии и психических заболеваний январь может стать наиболее тяжелым периодом.
Как сообщает сайт Католической Церкви Англии и Уэльса, Епископская конференция Англии и Уэльса на протяжении последних лет реализует проект «Психическое здоровье» (Mental Health Project), в рамках которого предпринимаются различные шаги для более глубокого знакомства прихожан католических храмов с житием святой мученицы Димпны, которая почитается в Церкви как покровительница людей, страдающих психическими и нервными расстройствами.
Джоанна Бёрд (Joanne Bird), координатор сообщества святой Димпны, в комментарии для издания отметила: «Психическое расстройство может поразить вас в любое время, и вот тогда так полезно иметь кого-то рядом, кто выслушает и поддержит вас».
Гейл Сейнсбери (Gail Sainsbury), сотрудник проекта «Психическое здоровье» Епископальной конференции, заявил: «В “Грустный понедельник” я буду молиться за всех, кто в это время особенно нуждается в помощи».
Для этого случая были составлены две специальные молитвы — святой мученице Димпне и Деве Марии.
Перевод молитвы ко святой Димпне:
«О святая Димпна, великая помощница, исцеляющая любой недуг души и тела, я смиренно прошу твоего могущественного заступничества перед Иисусом через Марию, Которая есть здоровье всех больных, в моей нынешней нужде».
Святая Димпна жила в VII веке. Согласно преданию, ее отец Дэймон (Damon) был ирландским королем-язычником, а мать — благочестивой христианкой.
Когда Димпне было около 14 лет, она посвятила себя Христу, приняв обет целомудрия. Вскоре после этого ее мать умерла. Дэймон любил свою жену, и после ее смерти его психическое здоровье резко ухудшилось. В конце концов его советники настояли на том, чтобы король женился.
Дэймон согласился, но только при условии, что его невеста будет такой же прекрасной, какой была его покойная жена. Поиски оказались безуспешными, и тогда король решил жениться на собственной дочери, которая была очень похожа на мать.
Спасаясь от домогательств отца, Димпна бежала с духовным наставником пресвитером Гереберном, двумя верными слугами и королевским шутом на континент. Димпна укрылась во фламандском городе Геле близ Антверпена. Здесь она построила приют для нищих и больных, который содержала на собственные деньги. По этим монетам агенты Дэймона выследили беглецов.
Король прибыл в Гель. Обезглавив Гереберна, он снова предложил дочери выйти за него замуж. Видя упорство Димпны, он отрубил ей голову. Тела убитых заключили в саркофаги и похоронили в пещере. Святой мученице было 15 лет.
Почитание святой Димпны
Почитание св. Димпны было распространено еще в средневековой Европе.
Предание гласит, что сразу после того как были обнаружены и погребены ее останки, на могиле святой Димпны стали совершаться чудеса, и особенно много было случаев исцеления страдающих психическими заболеваниями, эпилептиков и т.п.
Уже в 1349 году в Геле была построена церковь в честь св. Димпны. Сюда со всей Европы съезжались паломники, которые искали исцеления от душевных болезней. Однако в конце XV века церковь сгорела. Вторая церковь святой Димпны была возведена в 1532 году.
В храме было отведено особое помещение для больных (Sieckencamere), где они должны были ради исцеления провести 9 дней в молитве и посте. Во время Французской революции 1789—1799 гг. храм был закрыт и национализирован, но вскоре выкуплен прихожанами. В церкви сохранилась деревянная рака XIII в. с мощами Димпны и Гереберна, установленная на высоких опорах, а также фрагменты 2 саркофагов VII—VIII вв. и кирпич с надписью: DYМPHNA, сделанной, вероятно, в эпоху Каролингов. Это единственные свидетельства почитания Димпны в период раннего средневековья.
К концу XV века количество паломников возросло настолько, что возникла идея размещать их в домах местных жителей. Постепенно это нововведение превратилось в традицию, которая соблюдается до сих пор. При этом душевно больных людей в Геле называют не пациентами, но пансионерами, и к ним относятся как к обычным общественно полезным жителям города. Их задействуют на различных работах, по большей части неквалифицированных, и постепенно многие пансионеры становятся полноправными членами общины.
Из-за специфики почитания св. Димпны Гель стал одним из первых городов, население которых заботится о душевнобольных. В конце XIII в. в городе для них был основан особый приют, до настоящего времени существует возникшая на его основе психиатрическая лечебница.
Наибольшее количество пансионеров Гель принял и разместил в 1930 году. Тогда в городе проживало более 4 тысяч человек, страдающих различными психическими и душевными расстройствами.
«Грустный понедельник». Научная теория или шарлатанство?
Впервые концепция была обнародована в 2005 году в пресс-релизе туристической компании “Sky Travel”. Авторы исследования утверждали, что подсчитали дату с помощью составленного ими уравнения.
В этом уравнении учитывались такие показатели, как погодные условия, уровень задолженности по кредитам; время, прошедшее после Рождества; время, затраченное на культурные мероприятия; время, потраченное на сон; время, потраченное на отдых и ряд других.
Впоследствии в уравнении появились новые показатели — например, низкий мотивационный уровень и ощущение необходимости перемен.
Дата, первоначально объявленная в качестве «Грустного понедельника» — третий понедельник января, — впоследствии также переходила: на второй и четвертый понедельники месяца, также назывался понедельник последней полной недели января.
Пресс-релизе был подписан именем Клиффа Арналла (Cliff Arnall), в то время — наставник центра непрерывного образования при Университете Кардиффа. Обозреватель газеты “Guardian” Бен Голдакр (Ben Goldacre) впоследствии сообщил, что пресс-релиз, составленный заранее, был разослан целому ряду академических ученых пиар-агентством “Porter Novelli”, которое при этом предлагало ученым вознаграждение за то, что те поставят под текстом свои подписи.
Позднее в “Guardian” был опубликовано заявление Кардиффского университета, в котором учебное заведение дистанцировалось от Клиффа Арналла: «Университет Кардиффа поручил нам указать на то, что Клифф Арналл, бывший по совместительству преподавателем в университете, покинул его в феврале».
Источник: Rublev.com