Бенедикт XVI совершил паломничество на родину Льва XIII

Свое паломничество в городок Карпинето Романо, расположенный в горной местности в епархии Ананьи-Алтари в 80 км от Рима (15 минут на вертолете), Папа начал воскресным утром 5 сентября. Именно в этом городке около двухсот лет назад, а точнее – 2 марта 1810 г., родился Винченцо Джоаккино Печчи, позднее ставший известным как Папа Лев XIII. Желание отметить юбилей своего предшественника на престоле Святого Петра на его «малой родине» и стало поводом для кратковременного Папского визита, в ходе которого отслужил Мессу на главной площади Карпинето Романо в присутствии местных жителей. Ранее с подобными визитами в городок уже приезжали Павел VI в 1966 г. и Иоанн Павел II в 1991 г. Оба визита были связаны с годовщиной – соответственно, 75 и 100 – публикации первой в истории Церкви «социальной» энциклики. Эта энциклика вышла из-под пера Льва XIII в 1891 г. и называлась «Rerum Novarum».

Бенедикт XVI в своей проповеди во время Мессы оценил личность и учение Льва XIII, сделав акцент на его стремлении во всех начинаниях ставить на первое место Бога и Христа. Впрочем, как заметил Бенедикт XVI, это качество должно отличать любого христианина, и Папа здесь не исключение. «Иисус прямо указывает на три необходимых условия ученичества, — сказал Бенедикт XVI: любить Его больше, чем кого-либо другого, и даже больше, чем свою собственную жизнь; взять крест и пойти за Ним; отказаться от собственности. Ученик Христа должен весь, без остатка, включиться в служение; его самоотдача не должна зависеть от минутного энтузиазма или, напротив, разочарования. Всё должно определяться выверенным решением, проистекающим из ответа на вопрос: Кем является для меня Иисус? Действительно ли Он – мой “Господь”? Действительно ли Он занимает центральное место в моей жизни, подобно солнцу, вокруг которого вращаются планеты?
Человеком именно такой веры и такого благочестия был Лев XIII. Этот Папа был твердо убежден, что без молитвы, т.е. без внутреннего единения с Богом, нельзя достичь ничего. Это его убеждение отразилось в его жизни, в его служении на Престоле Св. Петра, а особенно – в его учении, в многочисленных энцикликах и Апостольских обращениях.
Любой пастырь призван возвещать народу Божию не некие абстрактные истины, а настоящую мудрость, в которой органично соединялись бы вера и жизнь, истина и конкретная реальность. Папа Лев XIII делал это, при содействии Святого Духа, в очень трудный для Церкви период, соблюдая верность традиции, но и вступая в диалог с совершенно новыми факторами. Он сумел продолжить этот диалог благодаря своей христианской мудрости, основанной на Священном Писании, на безмерном богословском и духовном богатстве Церкви и на глубокой и ясной философии св. Фомы Аквинского, которого Папа очень ценил и чьи идеи продвигал во всех сферах церковной жизни».
Далее Бенедикт XVI рассказал о вкладе Льва XIII в становление социального учения Церкви, коренящегося в ее вере и духовности. Социальной проблематике была посвящена знаменитая энциклика Льва XIII «Rerum Novarum», она сквозила и во многих других его выступлениях. В этом контексте Бенедикт XVI сослался на воскресное чтение из «Послания к Филимону» св. апостола Павла, в котором Апостол народов называет раба Онисима «своим братом». Новизна христианства в античном мире заключалась, в числе прочего, еще и в упразднении социальных барьеров между рабами и свободными. Тем самым было инициировано движение, в конечном итоге приведшее к отмене рабства. «Этот конкретный эпизод, — отметил Бенедикт XVI, — участниками которого были апостол Павел и Онисим, может стать для нас отправной точкой размышлений о широком процессе гуманизации, привнесенном христианством в историческое развитие цивилизации, а также о методах и способах его воздействия, отраженных в евангельских притчах о семени и дрожжах: христиане, действуя в качестве отдельных личностей или в составе групп внутри реальной истории, представляют собой силу благотворного и мирного созидания, способную изменить реальность, развить и актуализировать скрытые в ней благие возможности. Это и есть та форма присутствия и действия христиан в мире, которую рекомендует социальное учение Церкви. При этом приоритет отдается созреванию совести, что является залогом реальных и прочных изменений».
Анализируя исторический контекст понтификата Льва XIII, Папа Бенедикт XVI подчеркнул, что для Европы это была «эпоха последствий бурного “Наполеоновского шторма”, спровоцированного Великой Французской революцией, когда были поставлены под сомнение Церковь и христианские ценности. И Священному Учительству Церкви был брошен вызов: необходимо было выработать всестороннюю и убедительную интерпретацию новых социальных реалий и идеалов общего блага. Лев XIII почувствовал себя призванным довести до конца решение этой задачи.
На самом деле в период между концом XVIII и началом XX столетия многие десятки христианских подвижников, позднее причисленных к лику святых и блаженных, размышляли о путях и возможностях возвещения Евангелия в новых социальных условиях. Конечно же, эти размышления и эти инициативы подготовили почву для “Rerum Novarum” и других социальных документов Папы Печчи.
Еще будучи Апостольским нунцием в Бельгии он осознал, что социальный вопрос может успешно и эффективно решаться лишь в процессе диалога и сотрудничества. В эпоху воинствующего антиклерикализма и бурных демонстраций против Папства Лев XIII сумел повести католиков по пути конструктивного сотрудничества с миром, сотрудничества содержательного, верного принципам, но в то же время открытого диалогу.
Следствием энциклики 1891 г. стал самый настоящий взрыв социальных инициатив в Италии и других странах: создавались католические ассоциации крестьян и рабочих, банки и кассы взаимопомощи, бурно развивалась католическая пресса, возникали благотворительные общества и фонды…»
«Тем самым, — подвел итог Бенедикт XVI, — этот уже очень пожилой, но мудрый и дальновидный понтифик сумел ввести “ладью Петрову” в XX век омолодившейся духовно, готовой действовать в новых реалиях. Политически и физически Лев XIII продолжал оставаться “узником Ватикана”, однако в действительности продемонстрировал своим учением, что Церковь способна без малейших комплексов приступить к решению жгучих проблем современности».

Любопытно, что во время Мессы в Карпинето Романо Бенедикт XVI использовал чашу, подаренную Львом XIII епархии Ананьи-Алтари, а на его груди красовался крест Льва XIII, обычно хранимый в Ватикане.

Биографическая справка:

Папа Лев XIII, в миру – Винченцо Джоаккино Рафаэль Луиджи Печчи, родился 2 марта 1810 г. в Папской области, в селении Карпинето Романо близ Ананьи, в римской аристократической семье. Образование получил в иезуитских коллегиях в Витербо и Риме. Был необыкновенно способным, разносторонне образованным человеком, писал стихи по-итальянски и по-латыни, знал наизусть практически всего Данте. Был выпускником Дворянской Академии, готовившей дипломатов для Святого Престола. К 1836 г. защитил доктораты по богословию, а также по гражданскому и каноническому праву.
Став священником трудился в Римской курии и администрации Папского государства, затем был на дипломатической службе. Будучи Апостольским нунцием в Брюсселе (Бельгия) близко познакомился с социальными проблемами бельгийских рабочих и с социально-политической работой, в которую активно включились бельгийские католики. Впоследствии в течение 32-х лет был епископом Перуджи в Средней Италии. В 1853 г. стал кардиналом.
В 1878 г., в возрасте 68-ми лет был избран на Папский Престол и занимал его до своей смерти 20 июля 1903 г. В истории Церкви это третий по длительности понтификат, после Пия IX и Иоанна Павла II.
Несмотря на слабое здоровье, Лев XIII отличался огромной работоспособностью. Именно он повернул Церковь лицом к актуальным проблемам современного мира, стремился наладить диалог со светскими политиками и общественными движениями. Он же открыл для ученых тайные Ватиканские архивы, основал Ватиканскую астрономическую обсерваторию.
Папа Лев XIII опубликовал 88 энциклик – больше, чем кто-либо из его предшественников или преемников. Многие из них были посвящены реформе католического образования. Сам Лев XIII был поклонником томизма в богословии и философии. Он же поддерживал библейские исследования, миссионерство, рекомендовал распространение Розария и культа Сердца Иисусова, высоко оценивал богатство Восточной литургии, призвал к повсеместной отмене рабства. Однако в историю он вошел, прежде всего, как автор энциклики «Rerum Novarum». Энциклика увидела свет 15 мая 1891 г. Эта дата официально считается «днем рождения» социального учения Церкви.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна