Англикане-традиционалисты смогут присоединиться к Католической Церкви

Кардинал Левада на презентации новой Апостольской КонституцииКак было объявлено 20 октября в Ватикане, Папа Бенедикт XVI намеревается в скором времени обнародовать Апостольскую Конституцию, разрешающую учреждать персональные ординариаты для верующих англикан, принявших решение присоединиться к Католической Церкви. Кардинал Уильям Левада, возглавляющий ватиканскую Конгрегацию вероучения, который и огласил это решение, отметил, что оно стало ответом на просьбы многих недовольных происходящим в Англиканской Церкви верующих. Кардинал не стал называть конкретных лиц, но сказал, что речь идет о 30-40 заинтересованных епископах, число которых в дальнейшем может значительно возрасти.

Прямо заявила о своем желании вернуться в Католическую Церковь (напомним, что Церковь Англии официально прервала общение с Римом в 1534 г.) одна из групп – Традиционное Англиканское Сообщество, образовавшееся еще в 1990 г. Сообщество, объединившее консервативно настроенных англикан и епископалов, насчитывает до 400 тысяч верующих в 41 стране мира. Особенно много сочувствующих у него в Африке, некоторых странах Азии, в Австралии и США. За последние десятилетия противоречия между либеральным большинством и традиционалистским меньшинством в лоне Англиканской Церкви постоянно нарастали. «Последней каплей» стали сравнительно недавние решения церковных синодов, допустивших к священническому служению женщин, открытых гомосексуалистов, а также предоставивших священнослужителям право благословлять однополые союзы.

Англикане-традицоналисты, священники и миряне, присоединялись к Католической Церкви и раньше, но лишь в индивидуальном порядке. Теперь же они смогут перейти в католичество целыми общинами и приходами, во главе с собственными пастырями, которые в дальнейшем продолжат свое служение в качестве католических священников, с сохранением многих важных элементов своей духовности и литургии. «Единство Церкви не требует единообразия, игнорирующего культурное разнообразие, как показывает история христианства», — заметил в этой связи кардинал Уильям Левада.

Принятое в Ватикане решение прокомментировал в своем интервью информационному агентству «Зенит» (www.zenit.org) о. Вильям Стетсон, секретарь Экклезиальной делегации Конгрегации вероучения по вопросам пастырской формации бывших епископальных священников, воссоединившихся с Католической Церковью.

Как пояснил о. Стетсон, персональный ординариат – это каноническая церковная структура, включающая руководителя -прелата с правами ординария, инкардинированных в него священников и верных светских, которых эти священники окормляют. Примером такой структуры могут служить организации военных священников-капелланов, существующие во многих странах. Персональная прелатура в чем-то подобна епархии, но отличается от нее большей экстерриториальностью и специфическим характером принятой в ней пастырской работы. Заметим, что классическим примером персональной прелатуры является организация «Opus Dei», созданная св. Хосемарией Эскривой и получившая этот свой статус от Папы Иоанна Павла II.
После опубликования Апостольской Конституции Бенедикта XVI персональные ординариаты для англикан, обратившихся в католичество, смогут образовываться по решению Конференции епископов той или иной конкретной страны или по решению ординария конкретной епархии, в которой такая потребность возникнет.

Отвечая на вопрос о том, какие именно особенности англиканского исповедания могут быть сохранены в рамках персональных ординариатов, о. Стетсон высоко оценил богатство англиканской духовной традиции. Речь идет об употреблении литургического языка, священных облачений, церковной музыки, восходящих к XVI столетию, широком использовании текстов Священного Писания в проповеди, уважении к богословскому наследию Отцов Церкви и предпочтении теологической терминологии, не связанной с традицией средневековой римской схоластики. «Бывшие англикане должны чувствовать себя в Католической Церкви как дома», — подчеркнул собеседник агентства.

Как отметил о. Стетсон, до выхода в свет Апостольской Конституции трудно судить о конкретных деталях воссоединения с Католической Церковью англиканского клира. Однако он предположил, что этот процесс пойдет по той же схеме, какая принята ныне для англиканских священников, воссоединяющихся с Церковью в индивидуальном порядке. После определенного курса формационной подготовки они получают католическое таинство рукоположения в священный сан.

По предположению о. Стетсона, таинство священства смогут получить не только женатые англиканские клирики, но и нынешние учащиеся англиканских семинарий, уже вступившие в брак и пожелавшие присоединиться к Католической Церкви. Они могут быть освобождены от канонических требований целибата специальным постановлением Святого Престола. Однако в будущем новые семинаристы должны будут принять целибат.

Но почему персональные ординариаты создаются только для конвертитов-англикан, а не, скажем, для лютеран или пресвитериан? Отвечая на этот вопрос, о. Стетсон указал на особый статус Англиканской Церкви в глазах Рима. Из всех протестантских церквей именно англикане сохранили больше всего элементов прежней католической традиции, а также наиболее высокую степень внутреннего единства.

Последний вопрос касался перспектив католическо-англиканского экуменического диалога. Не скажется ли на его атмосфере столь решительный шаг Рима? «Время покажет», — весьма осторожно ответил о. Стетсон, сославшись при этом на примирительные заявления католических и англиканских иерархов Великобритании, прозвучавшие уже после оглашения ватиканского решения.

Действительно, хотя архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс, глава британских англикан, был проинформирован о нововведениях всего за несколько часов до официального объявления, он обнародовал совместное с архиепископом Вестминстерским Винсентом Николзом, главой британских католиков, совместное заявление, в котором, в частности, утверждалось: создание ординариатов стало «признанием того, как много объединяет католическую и англиканскую традицию в вопросах веры, доктрины и духовности». По мнению ряда комментаторов, уход традиционалистов может в какой-то степени разрядить атмосферу в Англиканской Церкви, которая в настоящее время фактически парализована и балансирует на грани раскола.

У намечаемого воссоединения с Католической Церковью части консервативных англикан есть дополнительный важный аспект. Оно может стать моделью для еще одного планируемого воссоединения. Речь идет о примирении с Римом католических ультра-консерваторов – лефевристов. Официальные переговоры ватиканской комиссии «Ecclesia Dei» с представителями Братства св. Пия X («лефевристами») начались в понедельник, 26 октября в здании Конгрегации вероучения. Эта первая официальная встреча сторон в рамках поиска возможностей соглашения. Повестка дня переговоров и их продолжительность не объявлены. Пресс-служба Ватикана объявила, что по окончании встречи будет оглашено заключительное коммюнике. Перед началом переговоров епископ Бернар Фелле, возглавляющий ныне Братство св. Пия X, выразил мнение, что Святой Престол намерен создать для последователей монсеньора Лефевра персональную прелатуру –такую же каноническую структуру, которая была создана для членов «Опус Деи» и, вероятно, планируется ныне для конвертитов-англикан.

А тем временем желающих покинуть собственную церковь традиционалистов пригласил под свой омофор первоиерарх Православной Церкви Италии митрополит Василий. В его заявлении, в частности, говорится, что православные Церкви имеют полноценное апостольское преемство и изначально допускают к священству женатых мужчин. Множество общин, происходящих из среды англикан или же старообрядцев, окормляются женатыми священниками, у которых, таким образом, «не возникнет канонических проблем в итальянской православной Церкви».

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна