Возрождение

Удаленный на тысячи верст от Польши провинциальный городок Ишим, казалось, был совсем отрезан от мира. Однако отзвуки политических бурь из Королевства Польского долетали и до этого российского уездного центра. Сюда по Сибирскому тракту доставляли польских вольнодумцев, осмелившихся бороться за свободу Родины.

Польское восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко, потерпело поражение. Разгром его в 1795 году привел к третьему разделу Польши, после которого она перестала существовать как государство. На Венском конгрессе был осуществлен передел. Большая часть княжества вошла в состав России под названием Королевства Польского. Ответом на решение конгресса был рост национально-освободительного движения. В конце ноября 1830 года вспыхнуло новое восстание. Подавив его, российский царизм принял жестокие меры. Значительная часть польских повстанцев была сослана в Сибирь. Некоторые попали в Ишим. Сколько их было? Неизвестно. Однако ишимцы узнали о судьбах нескольких ссыльных поляков.

Одним из них был известный поэт Юлиан Адольф Янушкевич, прибывший в Ишим в 1833 году. Архивными документами доказано также пребывание в Ишиме майора Ансельма Ивашкевича (1830-1837), подполковника Северина Кржижановского, сосланного в 1833 году. В те же годы жил в Ишиме поэт Густав Зелинский, автор переведенной на многие языки поэмы «Киргиз». А сколько еще борцов за независимость Польши осталось неизвестными?

Национально-освободительное движение в Польше не угасло. Назначенный в октябре 1863 года наместником Королевства Польского граф Берг жестоко расправлялся с повстанцами и сочувствующими им. Весной 1864 года последние крупные отряды борцов за свободу Польши были разгромлены, тысячи восставших отправлены в Сибирь.

Они следовали на восток по главному Сибирскому тракту пешком. На подводах разрешалось везти только беременных женщин, матерей с детьми и вещи ссыльных. Больных садили на телегу только по особому распоряжению. Наряду с другими городами Сибири местом ссылки поляков снова стал уездный городок Ишим. В 1872 году здесь и в окрестных селах жили более тысячи «выдворенных» поляков. В 1866-70 годах поляки составляли примерно 28,7% населения Ишима. По истечении срока очень немногие ссыльные получили возможность вернуться на родину. Основная их часть осталась в Ишиме. Поляки оказали большое влияние на культуру, образование жителей маленького сибирского городка, но их дети и внуки постепенно утратили обычаи, национальный колорит в одежде и даже язык. Однако они сохранили главное — католическую религию.

В Ишиме, естественно, не было католического храма. А вера в Бога жила в польских семьях, даже если женщины-матери были там русскими. Они хранили католические иконы, читали детям и внукам молитвы, рассказывали об обрядах. Примерно в 1905-1906 годах была построена в Ишиме католическая церковь. Как возводили католики Божий дом, к сожалению, неизвестно. Возможно, им помогали материально купцы. Среди купеческих фамилий встречаются и польские: Селицкий, Межуч, Марденский, Каменский. Каков был приход? Только в 1923 году в СССР была проведена единственная до того времени перепись верующих римско-католической Церкви. По ее данным, приход в Ишиме насчитывал 500 католиков. Кто был первым священником? Когда освятили храм? На эти вопросы еще не найдены ответы. Но хорошо известна «дата смерти» церкви.

В Ишимском филиале обл-госархива сохранилась выписка из протокола заседания президиума Ишимского окрисполкома от 17 июля 1930 года «О закрытии и изъятии молитвенных зданий в г.Ишиме — костела и собора». Церковь разорили и снесли. «Старшему брату» ее — собору — было тогда 137 лет. Долго ли встречала прихожан колокольным звоном церковь, неизвестно. Огромным несчастьем и для католиков, и для православных было закрытие храмов…

Прошло почти семьдесят лет. Умерли свидетели беды, горько плакавшие у развалин церкви. Но хвала им и великая благодарность за то, что сумели передать потомкам веру в Бога и надежду: настанут для католиков в России лучшие времена. И когда распахнула свои двери новая церковь, правнуки тех людей поспешили на святую мессу.

Новый католический храм возвели не на том месте, где был прежний. Он значительно меньше старого и скромнее на вид. Но создание его было поистине чудом. Хотя бы потому, что строили его всего несколько дней. Бригада добровольцев из Германии под руководством инженера Тома Бернарда быстро «собрала» здание. Средства на это доброе дело пожертвовали католики из европейских стран. Неожиданно в городе появилась маленькая уютная церковь, скромное убранство которой, непродолжительные, но глубокие богослужения, сопровождаемые звучанием духовной музыки и пением небольшого хора, так влекли к себе, так успокаивали душу! И 24 сентября 1997 года епископ Иосиф Верт освятил храм. А прихожане занялись его благоустройством. Руководил работами Станислав Пачуский, прибывший из Польши. Нет больше грязного двора. Вокруг храма — асфальт и брусчатка, красивые решетки и цветник.

Вначале церковь посещали несколько десятков человек. Сейчас она в праздники едва вмещает всех прихожан. Храм открыт для всех. Учителя, врачи, профессор, студентки, рабочие, юрист, директор магазина — разные люди обретают в храме единомышленников, душевное равновесие, стремление творить добро. Это не только ишимцы, но и жители окрестных деревень, гости из соседних районов России и Казахстана. С просветленными лицами, успокоенные уходят прихожане из своего храма. Вот их впечатления: «Мы вместе. Обретаем внутреннюю гармонию и благодать. Здесь исчезает чувство неуверенности, преодолевается одиночество», «На душе стало легко и спокойно, когда я после долгого перерыва стала посещать церковь», «Я здесь приняла крещение. Труден путь к Богу. Нелегко из атеистки стать верующей. Но я стала добрее к людям. Радуюсь жизни и восклицаю: «Спасибо Тебе, мудрый Творец, за все, что Ты даровал нам, за то, что я живу на земле!»», «Храм — единственное место, где учишься только добру. Здесь не услышишь ни одного злого слова. Жаль, что многие не знают пути сюда».

Так говорят люди с большим жизненным опытом. А вот впечатления десятилетней девочки, только что побывавшей в живописном бору на «Каникулах с Богом».

— Для меня «Каникулы с Богом» — это живое общение с Ним мыслями, чувствами, поступками. Я верю, что Он услышит мои молитвы. Я в этом много раз убеждалась. Мы с сестрами много молились, читали духовную литературу, размышляли, играли, пели. Я научилась не обижаться по всякому пустяку (а раньше делала это часто), научилась делиться всем, что у меня есть, с другими людьми, радоваться, что я умею дружить. А еще я благодарна Господу за то, что Он любит меня.

«Каникулы с Богом» — радость общения не только для детей. В бору отдыхали и взрослые: молодежь и семьи. До обеда молодые люди слушали лекции, потом в тишине размышляли об услышанном: как достичь основ христианской морали, мужества, благоразумия, воздержания, справедливости. Вторая половина дня предназначалась для отдыха, вечером — святая месса и радостная встреча у костра. Супружеские пары много говорили о том, как в семье жить с Богом в душе. Каждый участник этих духовных упражнений принял конкретные намерения на ближайшее время. Это была практическая помощь молодым семьям, школа нравственности для молодежи, вступающей в брак.

Особым событием в приходе стало паломничество в Польшу на встречу с Папой Иоанном Павлом II. Семь ишимцев в июне 1999 года присутствовали в Седльцах на торжественной святой мессе совсем недалеко от алтаря. Они держали транспарант: «Сибирь приглашает Папу!» И дай Бог, чтобы это сбылось в ближайшее время.

Сначала в храме не было своего священника. А в конце апреля 1999 года римско-католический приход Божьего Милосердия в Ишиме согласно декрету епископа Иосифа Верта получил постоянного настоятеля. Был официально введен в сан настоятеля отец Казимир Юзьвик. Уже восьмой год живущий в Сибири, сейчас он посвятил себя служению католикам в Ишиме и на юго-востоке Тюменской области.

…Наши встречи в храме торжественны и согреты радостью общения. В начале октября прошлого года церковь Божьего Милосердия посетил епископ Иосиф Верт. Многие приступили к таинству миропомазания.

Как и все верующие, мы стремимся достойно прожить и отметить Юбилейный год. Для детей открыта воскресная школа. Проводятся беседы для молодежи, прихожане собираются на библейский круг и молитвенные встречи. Во время Адвента мы особенно хотели следовать примеру Пресвятой Девы Марии. Дважды в неделю по темным улицам спящего города спешили в храм к шести утра взрослые и дети. И было их в церкви ничуть не меньше, чем днем. Прихожане молились, обращаясь с любовью к прекрасной Богородице, зажигали перед ее изображением свечи, а выходя из храма, еще раз устремляли благодарные взоры свои на Марию, стоящую в пещере, недавно сложенной из камня около церкви. Духовные упражнения провел отец Павел Ондрик из Омска. Запомнилось его напутствие: надо плодотворно прожить данное Богом время. На Рождество в полночь храм наполнился прихожанами, объединившимися в прославлении Бога за дар Божьего Сына. Вторая ночная служба накануне 2000 года была особым благодарением за всякое добро, полученное нами.

Мы хотим, чтобы как можно больше не верящих в Бога прозрели и пришли в храм. Зная, что в дальних селах немало католиков, еще не слышавших, что в Ишиме открылась церковь, отец Казимир разослал приглашения во все районные газеты. В храм Божьего Милосердия нередко приходят и православные. Бог един для всех, мы лишь говорим с Ним по-разному. И очень важно объединиться, чтобы вместе творить добро и устранять зло, воспитывать молодежь и детей так, как учит Бог. Поэтому ишимские католики первыми протянули руку дружбы православным. В праздник Богоявления представители нашего прихода посетили самый большой в нашем городе храм — Богоявленский собор — и поздравили Владыку Евтихия. Встретились и с настоятелем Покровского храма отцом Константином, с настоятелем Никольской церкви отцом Михаилом. Побывали в общине евангельских христиан-баптистов и в Новоапостольской церкви. Поздравительные письма и добрые слова внесли много света в наши отношения. На Крещение Господне 19 января несколько наших прихожан были на службе в Никольской церкви и поздравили священника с престольным праздником. На следующий день после святой мессы библейский круг провели христиане-баптисты. Однажды после Евхаристии мы навестили матушку Марию, монахиню русской зарубежной Церкви, приехавшую в Ишим из Нью-Йорка. Прибыв к нам с ответным визитом, она рассказала о своем паломничестве по Святой Земле. Славным подарком нам были песнопения детей из воскресной школы Богоявленского собора. В нашем храме выступила с песнопениями православной литургии вокальная группа преподавателей музыкальной школы. В знак благодарности наш приходской хор исполнил колядки.

Надеемся, что это — начало плодотворной совместной деятельности на благо ишимцев. Пока что мы сделали только маленький шаг к единству христиан.

Сестра Анастасия,
г. Ишим

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна