В Ватикане прошла презентация Папского послания на 44-ый Всемирный День Мира
Традиционно Католическая Церковь отмечает в первый день нового года Всемирный День Мира. 1 января 2011 г. это произойдет в 44-ый раз, а соответствующее Папское послание было презентовано в Ватикане в четверг 16 декабря. На этот раз оно было посвящено крайне актуальной и столь же деликатной теме свободы религии.
Послание начинается с упоминания о повлекшем многочисленные жертвы недавнем теракте в сиро-католическом Кафедральном соборе Багдада, однако затем тема религиозной свободы и ее значения для дела мира во всём мире рассматривается в гораздо более широком контексте.
В послании проводятся многочисленные библейские и богословско-антропологические параллели, делаются выводы нравственно-социального свойства. Тем самым Святой Отец стремится продемонстрировать, что его обращение к теме религиозной свободы продиктовано не соображениями политической конъюнктуры или идеологической моды, а проистекает из самой сущности отношений между Богом, человеком и обществом. «Трансцендентное достоинство личности является для иудео-христианской мудрости сущностной ценностью, которая, благодаря разуму, может быть признана и всеми людьми. Это достоинство, предполагающее способность выходить за пределы собственной материальности и искать истину, надлежит признать всеобщим благом, необходимым для созидания общества, цель которого состоит в предоставлении условий для полноты реализации человека и достижения им интегральности», — читаем мы в документе.
Далее Бенедикт XVI перечисляет современные угрозы свободе религии. «В некоторых регионах земного шара, — пишет он, — невозможно свободно исповедовать собственную религию, не подвергаясь при этом риску потерять жизнь или личную свободу. В других регионах имеют место более скрытые и рафинированные формы предубеждений и неприятия по отношению к верующим и религиозным символам. В настоящее время именно христиане являются той религиозной группой, которая терпит больше всего гонений за свою веру».
Кроме Ирака и Ближневосточного региона вообще, Папа, говоря об открытых гонениях на веру, также упоминает Африку и Азию. Он указывает и на случаи «инструментального использования» религии и лозунгов религиозной свободы, дабы «удовлетворить скрытым интересам, таким например, как свержение существующего строя, присвоение материальных богатств или власти какой-либо группой». Всё это может нанести обществу огромный ущерб. Именно таким образом продуцируются, с одной стороны, религиозно-политический фундаментализм, а с другой – скрытое исключение религии из общественной жизни. Оба эти явления Святой Отец называет «фанатизмом», противопоставляя им «позитивную светскость» общественной жизни, «основанной на здоровом диалоге между государственными и религиозными институтами».
По убеждению Бенедикта XVI, требования обеспечения религиозной свободы необходимо принимать во внимание в политике и дипломатии, как и в диалогах между различными религиозными конфессиями. Папа призывает международную общественность отказаться от вражды и предубеждений, а также отнестись с пристальным вниманием к ситуации верующих людей, особенно же – религиозных меньшинств, в наиболее проблемных регионах земного шара. К таким регионам Святой Отец отнес и Европу, которую он призывает вернуться к своим христианским корням. Только при этом условии, по словам Папы, «Старый Континент сможет по достоинству оценить ту роль, которую он играл, играет и собирается играть в истории», а также «жить в справедливости, согласии и мире, вступая в искренний диалог со всеми народами».
«Мир нуждается в Боге, — читаем мы в последней части Папского послания на Всемирный День Мира. — Он нуждается в универсальных и всеми разделяемых нравственных и духовных ценностях, а религия может внести свой ценный вклад в их поиск, так, чтобы и на национальном, и на международном уровне восторжествовал порядок справедливости и мира. (…) Я призываю всех, кто желает вступить в ряды строителей мира, и прежде всего молодежь, прислушаться к голосу своего сердца, чтобы найти в Боге твердую точку опоры для обретения подлинной свободы, открыть в Нем неисчерпаемый источник сил для того, чтобы управлять миром в обновленном духе, не повторяя снова и снова ошибок прошлого».
Перевод: Сибирская католическая газета