Торжество Взятия на небеса Пресвятой Девы Марии в Кастель Гандольфо

Торжество Взятия на небеса Пресвятой Девы Марии (Успения Пресвятой Богородицы) встретил в своей летней резиденции в Кастель Гандольфо, где он всё еще находится, готовясь к поездке на Всемирный день молодежи в Мадрид. Святой Отец возглавил Мессу в местном приходском храме. В своей проповеди он прокомментировал символические образы, содержащиеся в литургических чтениях этого дня, в частности, восходящий к Ветхому Завету образ Ковчега Завета из Книги Откровения св. Иоанна, который в новозаветном контексте указывает на Марию, по воле Божией зачавшую в Своем чреве Иисуса. «Ковчегом Завета» именует Марию и одно из воззваний Лоретанской литании. Мария посвящает Богу собственное тело, чтобы предвечное Слово могло стать плотью.

«Ныне Церковь воспевает безмерную Божию любовь к творению, — сказал, в частности, Папа. – Бог избрал Марию в качестве подлинного “ковчега завета”, как Ту, которая не перестает дарить человечеству Христа-Спасителя, как Ту, которая соучаствует в полноте небесной славы. Она вкушает блаженство, присущее Самому Господу, и, вместе с тем, призывает всех нас самим становиться “ковчегом” в меру наших скоромных возможностей – “ковчегом”, в котором пребывает Слово Божие, который преображен и оживотворен Его присутствием, местопребыванием Бога, дабы люди могли почувствовать себя вблизи Господа, встречаясь с другим человеком, и, тем самым, жить в единении с Богом и познать реальность Его Царства».

Комментируя евангельскую сцену, повествующую о том, как Мария пошла в «нагорную страну», чтобы навестить Свою родственницу Елизавету, Бенедикт XVI подчеркнул «поспешность» Ее действий, о чем упоминает евангелист Лука. Это потому, что «дело Божие требует поспешности или, лучше сказать, это то единственное в нашей жизни, что должно быть исполнено немедленно». О том же свидетельствует и эпизод встречи Марии с беременной Елизаветой, дитя в лоне которой «взыграло» от радости.
«Здесь евангелист Лука, — продолжил Святой Отец, — использует слово скритан, что означает буквально “подпрыгивать”. Это же слово употреблено в одном из древних переводов Ветхого Завета в описании танца царя Давида перед святым ковчегом, возвращаемым на свое законное место. Иоанн Креститель в лоне матери танцует перед Марией так, как танцевал когда-то Давид перед ковчегом, признавая тем самым “ковчегом завета” Марию. В Ее присутствии сердце готово разорваться от радости: ведь Она – Матерь присутствующего в мире Бога, которая не удерживает этого присутствия в себе, а щедро делится им, раздавая Божественную благодать. Поэтому Мария – как гласят воззвания из Литании в Ее честь – подлинно есть “причина нашей радости” и “ковчег”, в котором Спаситель пребывает среди нас».
Святой Отец отметил, что тайна Марии прямо касается нас, как адресатов любви Божией. Матерь Божия раскрывает перед нами перспективы надежды на счастливое будущее и указывает путь его обретения. Встать на этот путь – значит с верой принять Ее Сына.

После окончания литургии Бенедикт XVI освятил новые двери приходской церкви в Кастель Гандольфо, а также две мемориальных доски. Одна из них посвящена продолжающимся и ныне реставрационным работам в храме, а на второй – на фасаде расположенной рядом ратуши – высечены слова Папы, сказанные им 7 июля с.г., в день приезда в летнюю резиденцию: «Здесь я нахожу всё: горы, озеро, море… и хороших людей».

Чуть позднее, в своем слове перед полуженной молитвой «», понтифик вновь вернулся к богословской идее торжества Взятия на небеса Пресвятой Богородицы. Бенедикт XVI подчеркнул, что хотя этот догмат был провозглашен сравнительно недавно – в 1950 г. – вера в особый статус Марии коренится в христианской древности.
«На Востоке это событие и поныне называется “Успением Богородицы”, — сказал он. – На древней мозаике в базилике Санта Мария Маджоре в Риме, вдохновленной сюжетом восточной иконы Успения, изображены апостолы, которые, получив известие от ангелов о земной кончине Матери Иисуса, собрались у Ее ложа. В центре композиции находится Иисус, держащий на руках маленькую девочку. Это и есть Мария, ставшая “малейшей” в Царстве Божием и возведенная Господом на небеса».
Папа прокомментировал литургические чтения этого дня: о «поспешном» путешествии Марии в «нагорную страну» для встречи с Елизаветой и о Небесном Иерусалиме, в котором Она сияет, будучи представлена в образе «Жены, облеченной в солнце, с луной под ногами и короной из двенадцати звезд на челе». Бенедикт XVI выделил то обстоятельство, что в обоих случаях наша мысль устремляется ввысь. Есть здесь и мотив борьбы со злом, в которой, в отличие от наших прародителей, Иисус, как «Новый Адам», и Мария, как «Новая Ева», одерживают победу. В этой борьбе побеждена и смерть – как физическая, так и духовная. Мария первой приняла в объятия Божия Сына, ставшего ребенком. Она же первой встала одесную Его в небесной славе.
«То, что мы сегодня празднуем, — сказал Папа, — есть великая тайна: тайна надежды и радости для всех нас. В лице Марии нам задана цель, к которой стремятся все, сумевшие связать свою жизнь с Иисусом и подражать Ему так, как подражала Ему Мария. Таким образом, этот праздник раскрывает перед нами наше же будущее: также и мы окажемся рядом с Иисусом, чтобы разделить Божественное ликование. Кроме того, этот праздник побуждает нас стать бесстрашными, уверовать в силу Христова Воскресения, способную действовать в нас и превращать нас в людей, стремящихся ежедневно жить подобно уже воскресшим, в силу, привносящую во тьму господствующего в мире зла свет и добро».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна