Послание Его Святейшества Папы Франциска по случаю празднования Всемирного Дня Молитвы о защите Божьего творения 1 сентября 2016 года

Послание Его Святейшества Папы Франциска по случаю празднования Всемирного Дня Молитвы о защите Божьего творения 1 сентября 2016 года

800px-Coat_of_arms_of_Franciscus.svg

 

Будем милосердны к нашему Общему Дому

 

В единении с нашими православными братьями и сестрами и при поддержке других Церквей и христианских общин Католическая Церковь сегодня отмечает «Всемирный День Молитвы о Защите Божьего Творения». Этот день предоставляет «отдельным верующим и общинам прекрасную возможность вновь утвердиться в своем личном призвании быть хранителями творения, поблагодарить Бога за чудесное творение Его рук, которое Он препоручил нашей заботе и молить о Его помощи в защите творения, равно как и о Его прощении за грехи, совершенные нами по отношению к миру, в котором мы живем».[1]

 

Вдохновляет, что беспокойство о будущем нашей планеты разделяется Церквями и христианскими общинами, совместно с другими религиями. В действительности, в прошлом религиозными лидерами и организациями предпринимались множественные попытки привлечь внимание общественности к опасности безответственного эксплуатирования нашей планеты. Здесь я не могу не вспомнить Константинопольского Патриарха Варфоломея, который, подобно своему предшественнику Патриарху Димитрию, долгое время высказывался против греха разрушения Божьего творения и обращал внимание на моральный и духовный кризис как на источник экологических проблем. В ответ на растущее беспокойство о целостности Божьего творения, Третья Европейская экуменическая встреча в Сибиу в 2007 году предложила праздновать «Время Божьего Творения» в продолжение пяти недель между 1 сентября (православное воспоминание Божьего творения) и 4 октября (память Св. Франциска Ассизского в Католической Церкви и некоторых других Восточных традициях). Эта инициатива, поддержанная Всемирным Советом Церквей, вдохновила с того момента множество экуменических движений в различных частях мира. Также вдохновляет, что по всему миру подобные инициативы, проповедующие справедливость к окружающей среде, затрагивают бедных и ответственные социальные обязательства объединяют людей, в особенности молодых людей, различных религиозных верований. Как христиане и нехристиане, как верующие и люди доброй воли, мы должны быть едины в проявлении милосердия по отношению к Земле как нашему общему дому и в нежной любви к миру, в котором мы живем, как к месту общения и сопричастия.

 

1. кричит…

Этим посланием я возобновляю мой диалог с «каждым человеком, живущим на этой планете» (LaudatoSi’, 3) о страданиях бедных и разрушении окружающей среды. Бог дал нам прекрасный сад, а мы превратили его в загрязненную пустошь из «руин, пустыни и мусора» (там же 161). Мы не должны быть равнодушными или смиряться с потерей биологического разнообразия и разрушением экосистем, часто спровоцированных нашим безответственным и эгоистичным поведением. «По нашей вине тысячи биологических видов не воздадут хвалу Богу своим существованием и не смогут сообщить нам свою собственную весть. Мы не имеем на это права» (там же 33).

 

Глобальное потепление продолжается, частично из-за человеческой активности: 2015 год был самым теплым годом из когда-либо отмеченных, и 2016 год, похоже, будет еще теплее. Это приводит ко всё более свирепым засухам, наводнениям, пожарам и природным катаклизмам. Изменения климата ведут также к душераздирающему кризису беженцев. Мир бедных, хотя в наименьшей мере ответственный за изменения климата, наиболее чувствителен и уже страдает от этого влияния.

 

Как подчеркивает интегральная , человек связан с Божьим творением на глубоком уровне. Когда мы плохо обращаемся с природой, мы также плохо обращаемся и с людьми. В то же время каждое творение имеет в себе собственную ценность, которую мы должны уважать. Давайте услышим «и стенание земли, и стенание бедных» (LaudatoSi’, 49) и сделаем всё возможное для соответствующего и своевременного ответа.

 

2. … ибо мы согрешили

Бог дал нам землю, чтобы «возделывать и хранить» (Быт 2:15) ее сбалансированно и уважительно. Возделывать слишком сильно и хранить слишком мало означает совершать грех.

Мой брат, Вселенский Патриарх Варфоломей, отважно и пророчески продолжал указывать нам на наши грехи против Божьего творения. «Для людей … разрушать биологическое разнообразие Божьего творения; ослаблять целостность земли, вызывая изменения в ее климате, лишая землю ее природных лесов или разрушая ее болота, загрязнять воды земли, почву, воздух и всё живущее – всё это является грехом». И далее, «совершать преступления против природы является грехом против нас самих и грехом против Бога»[2].

В свете того, что происходит с нашим общим домом, пусть этот Год Милосердия станет призывом к верным христианам «к глубокому внутреннему обращению» (LaudatoSi’, 217), в частности при поддержке таинства Покаяния. Давайте на протяжении этого Юбилейного года учиться молить о Божьем милосердии по отношению к тем грехам против Божьего творения, которые мы до сих пор не признали и не исповедовались в них. Равно же, давайте посвятим себя принятию конкретных шагов к экологическому обращению, которое требует четкого признания нашей ответственности по отношению к нам самим, нашим соседям, Божьему творению и Творцу (там же 10 и 229).

 

3. Испытание совести и покаяние

Первым шагом в этом процессе всегда есть испытание совести, которое вовлекает «благодарность и безвозмездность, то есть признание этого мира как дара, полученного от любви Отца, что, как следствие, побуждает к свободному отрешенному расположению духа и щедрым жестам… Оно предполагает также любящее осознание того, что мы не отделены от других созданий,но образуем с другими существами во вселенной удивительное универсальное общение. Для верующего мир созерцается не извне, а изнутри, с признанием тех связей, которыми Отец соединил нас со всеми существами» (LaudatoSi’, 220).

Обращаясь к щедрому и милосердному Отцу, который ожидает возвращения каждого из его детей, мы можем признать наши грехи перед Божьим творением, бедняками и будущими поколениями. «В той мере, в какой мы все наносим малый экологический ущерб», мы все призваны признать «наш вклад, больший или меньший, в изувечение и разрушение Божьего творения»[3].

В 2000 году, также Юбилейном году, мой предшественник Святой Иоанн Павел II призывал католиков искупить вину за прошлую и теперешнюю религиозную нетерпимость, равно как и за несправедливость по отношению к евреям, женщинам, коренным жителям, иммигрантам, бедным людям и не рождённым детям. В этот Внеочередной Юбилейный год, подобным образом, я приглашаю каждого из вас к тому же. Как люди, мы выросли комфортно с определенным образом жизни, сформированным искаженной культурой процветания и «неупорядоченного желания потреблять больше, чем на самом деле нужно» (LaudatoSi ‘, 123), и мы являемся участниками системы, где навязывается ментальность прибыли любой ценой, невзирая на социальное неравенство или разрушение природы»[4]. Давайте покаемся в том вреде, который мы причинили нашему общему дому.

«Господи, помилуй», — молимся мы в Miserere, когда просим о «духе сокрушенном и смиренном» (Пс 51:19) Смирение открывает двери истинному сокрушению и раскаянию в том, что мы сделали и чего не сделали. Оно приводит нас к более трезвому способу мыслей и действий.

После серьезного испытания совести и движения к истинному раскаянию мы можем исповедать наши грехи перед Творцом, против Божьего Творения и против наших братьев и сестер. «Катехизис Католической Церкви представляет исповедальню как место, где истина нас освобождает»[5]. Мы знаем, что «Бог более велик чем наш грех»[6], чем все наши грехи, включая грехи против окружающего мира. Мы исповедуем их, поскольку мы раскаиваемся и хотим измениться. Милосердная любовь Бога, полученная в таинствах, будет помогать нам совершать это.

 

4. Изменение курса

Испытание нашей совести, раскаяние и исповедь нашему Отцу, который богат в Своем милосердии, приводит нас к твердому намерению исправиться. В свою очередь, это должно перейти в конкретные образы мышления и действия, более уважительные по отношению к Божьему творению. К примеру: «избегать использования пластика или бумаги, снижать потребление воды, дифференцировать мусор, готовить лишь столько пищи, сколько разумно можно будет съесть, заботливо обращаться с другими живыми существами, пользоваться общественным транспортом или же использовать один автомобиль совместно с несколькими людьми, сажать деревья, отключать ненужные светильники и так далее» (LaudatoSi’, 211). Мы не должны думать, что эти усилия слишком малы, чтобы улучшить наш мир. Они «пробуждают на этой земле добро, которое имеет тенденцию распространяться» и поощряет «пророческий и созерцательный стиль жизни, со способностью глубоко радоваться без одержимости потреблением» (там же 212, 222).

Подобным образом, решимость жить по-другому должна влиять на наши различные вклады в формирование культуры и общества, в котором мы живем. Действительно, «забота о природе является частью такого стиля жизни, который предполагает способность совместной жизни и общения» (laudatoSi’, 228). Экономика и политика, общество и культура не могут доминировать, руководствуясь лишь краткосрочными и сиюминутными финансовыми и избирательными целями. Вместо этого, срочно необходимо направить их усилия на общее благо, которое включает в себя экологическую безопасность и заботу о Божьем творении.

Одним конкретным примером можно назвать «экологический долг» Севера и Югу (LaudatoSi’, 51-2). Его выплата будет требовать бережного обращения с окружающей средой более бедных наций и предоставления финансовых ресурсов и технической помощи, в которых они нуждаются, для противостояния изменениям климата и обеспечения постоянного развития.

Защита нашего общего дома требует растущего всемирного политического согласия. В этом смысле есть причина для чувства удовлетворения от того, что в сентябре 2015 года страны мира приняли тезисы Экологически безопасного Развития, и что в декабре 2015 года они утвердили Парижское соглашение об изменениях климата, которое своей фундаментальной целью ставит снижение возрастания температуры атмосферы во всём мире. Сегодня правительства обязаны выполнять обязательства, принятые на себя, в то время как бизнес должен взять на себя ответственность за свою часть. Граждане же должны настаивать на том, чтобы это происходило в реальности и выступать в поддержку еще более перспективных целей.

Изменение курса, таким образом, означает, «соблюдение первоначальной заповеди защищать Божье творение от всякого зла ради нас самих и ради наших собратьев»[7]. Один- единственный вопрос должен помочь нам сосредоточиться на этой цели: «Какой мир мы желаем передать тем, кто придет после нас, рождающимся сейчас детям?» (Laudato Si’, 160).

 

5. Новое дело милосердия

«Ничто так не приводит нас к единению с Богом, как акт милосердия, ибо милосердием Господь прощает нам наши грехи и дает нам благодать совершать дела милосердия в Его имя»[8].

Перефразируя Святого Иакова, «мы можем сказать, что милосердие без дел мертво… В нашем стремительно меняющемся мире, возрастающем в глобализации, появляется множество новых форм бедности. В ответ на это мы должны творчески подходить к разработке новых и практичных форм благотворительной помощи как конкретным проявлениям пути милосердия»[9].

Христианская жизнь включает в себя практику традиционных семи дел милосердия для тела и семи – для души[10]. «Обычно мы воспринимаем дела милосердия как нечто индивидуальное и касающееся определенных инициатив: больницы для больных, столовые для голодных, приюты для бездомных, школы для неграмотных, исповедь и духовное руководство для тех, кто нуждается в наставлении и прощении… Но если мы посмотрим на дела милосердия в их целостности, мы увидим, что объектом милосердия является сама человеческая жизнь и всё, что с ней связано»[11].

Очевидно, что «человеческая жизнь и всё, что с ней связано» включает в себя заботу об общем доме. Так позвольте мне предложить дополнение к двум традиционным наборам дел милосердия: пусть дела милосердия включают в себя также заботу об общем доме.

Как дело милосердия для души, забота об общем доме призывает к «благодарному созерцанию Божьего мира» (LaudatoSi’, 214), которое позволяет нам «открывать всё как наставление, которое Богу угодно донести до нас» (там же 85). Как дело милосердия для тела, забота об общем доме требует «простых повседневных действий, которыми мы рушим логику насилия, эксплуатации и эгоизма» и «проявляется во всех действиях, которые направлены на созидание лучшего мира» (там же 230-231).

 

6. В заключение, помолимся

Несмотря на наши грехи и насущные проблемы, встающие перед нами, мы никогда не станем бессердечными. «Творец нас не оставляет, Он никогда не делает шаг назад в Своем замысле любви, не раскаивается в том, что сотворил нас…, потому что Он определенно соединился с нашей землей, и Его любовь всегда ведет нас, чтобы находить новые пути» (Laudato Si’, 13; 245).

Давайте особым образом молиться 1 сентября и в течение всего года:

«Боже бедных,

помогай нам спасать

отверженных и забытых этой Земли,

столь ценных в очах Твоих.

Боже любви,

покажи нам наше место

в этом мире

как орудий Твоей любви

ко всем существам этой планеты». (там же 246),

Боже милосердия, позволь нам получить Твое прощение

И передать его всему нашему Общему Дому.

Хвала Тебе!

Аминь.

original.file_-1

_____________________

[1] Письмо об установлении «Всемирного Дня Молитвы о защите Божьего творения»

[2] Послание в Санта-Барбаре, Калифорния (8 ноября 1997 года)

[3] Варфоломей I, Послание ко Дню молитвы о защите Божьего творения (1 сентября 2012).

[4] Послание ко Второй Всемирной встрече общественных движений, Санта Круз де ла Сьерра, Боливия (9 июля 2015).

[5] Третье размышление, Реколлекции во время Юбилея для священников, Базилика Св. Павла за стенами, Рим (2 июня 2016).

[6] Генеральная Аудиенция 30 марта 2016

[7] Варфоломей I, Послание ко Дню молитвы о защите Божьего творения (1 сентября 1997)

[8] Первое размышление, Реколлекции во время Юбилея для священников, Базилика Св. Иоанна Латеранского, Рим (2 июня 2016).

[9] Генеральная аудиенция 30 июня 2016

[10] Дела милосердия для тела: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника в свой дом, посещение больного, посещение заключенного, похороны умершего. Дела милосердия для души: дать добрый совет сомневающемуся, научить непросвещённого, предостеречь грешника, утешить скорбящего, терпеливо переносить тяготы, прощать от всего сердца обиды, молиться за живых и усопших.

[11] Третье размышление, Реколлекции во время Юбилея для священников, Базилика Св. Павла за стенами, Рим (2 июня 2016).

_______

 

Специально для СКГ — перевод Ирины Скулкиной

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна