Песков: Вопрос о захоронении Ленина в настоящее время не стоит
Вопрос о захоронении тела Владимира Ленина не стоит в повестке дня и не обсуждается. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Такого вопроса нет ни в области дискуссии, ни в области каких-то прикладных рассуждений, ни в проработке», — сказал Песков. «Такой вопрос вообще в повестке дня не стоит», — добавил он.
Напомним, журналисты спросили Д. Пескова о перспективах захоронения тела Ленина в связи со словами, сказанными президентом Владимиром Путиным в четверг, 21 января, когда он достаточно резко высказался о результатах деятельности и идеях вождя революции, которые, по его мнению, привели к разрушению исторической России.
21 января 2016 года исполнилось 92 года со дня кончины основателя советского государства.
***
В связи с этим предлагаем нашим читателям материал от 22.12.2014, опубликованный на сайте Радио Ватикана в рубрике «Трудные вопросы».
ВОПРОС:
Как католик должен относится к мавзолею Ленина?
ОТВЕТ:
Католическая Церковь не выражала своего отношения к мавзолею Ленина, но чтобы составить себе представление о том, как католику следует относиться к этому феномену, можно провести небольшой экскурс в мир мавзолеев.
Мавзолеи, или усыпальницы, в которых были погребены останки усопшего, существовали с древнейших времен в разных культурах. Особенно многочисленны они в исламском мире. Недавно Папа Франциск, посещая Турцию, посетил мавзолей Ататюрка. Туда, как и в некоторые другие мавзолеи (например, в мавзолей Котовского на Украине или в мавзолей Барклая-де-Толли в Эстонии), были помещены забальзамированные тела, как и в мавзолей Ленина.
Что касается учительства Церкви о погребении, в Катехизисе Католической Церкви читаем: «С телами усопших надлежит обращаться почтительно и с любовью, в вере и в надежде на воскресение. Погребение мертвых — это акт телесного милосердия, выражение почтения к Божиим чадам, тело которых — храм Духа Святого» (2300).
Вопрос об отношении Католической Церкви к мавзолею Ленина вряд ли касается формы погребения, — такая форма была распространена и в католических странах, — но, видимо, личности усопшего, отношение к которой иногда превращается в почитание и даже поклонение, то есть идет вразрез с первой заповедью. Здесь, конечно, трудно судить о чувствах, с какими тот или иной человек посещает мавзолей Ленина или же, скажем, мавзолей Ататюрка, — согласно утверждениям историков, одно время он был предметом культа личности. Визит Папы Римского в мавзолей Ататюрка, несомненно, был данью уважения к основателю нации, которую Святейший Отец посещал с официальным визитом. Для католика соприкосновение с памятью о любом усопшем человеке может и должно стать моментом заупокойной молитвы или размышлений. Участь любого человека, предварившего нас на последнем пороге земной жизни, остается для нас тайной. К любому усопшему мы приближаемся с подобающим благоговением и молитвой, даже если мы, в рамках своих ограниченных познаний бытия, знаем, что этот человек отвергал Бога.
Если тело усопшего становится для человека чем-то вроде идола, которому приписывается позитивный или, наоборот, негативный ход каких-либо событий, то, конечно, это грех против первой заповеди. Трудно сказать, является ли для кого-либо мавзолей Ленина таким объектом поклонения или суеверий. Безусловно, само это место у многих отождествляется с началом исторического этапа гонений на веру, попрания человеческого достоинства и культа личности, поэтому оно может являться для некоторых соблазном.