Папа Франциск 15 февраля 2015 г. — Месса с новыми кардиналами и «Ангелус»

«Путь Церкви» — это поиск далёких людей, поиск бесстрашный и лишённый предрассудков. Об этом говорил в своей проповеди во время воскресной Святой Мессы в базилике Святого Петра, в которой ему сослужили 20 новых кардиналов.

«Нашим отличием должна стать готовность служить ближним»

Свою проповедь Святой Отец начал с комментария к евангельскому чтению, в котором шла речь об исцелении прокажённого. Этого несчастного человека, отметил Папа, «оставила собственная семья, его избегали другие люди, отбросило общество». Он считался нечистым, и, следовательно, целью его изоляции было здоровье праведников и их защита от риска заражения.
Однако Иисус проникается состраданием к человеческой боли и нужде, выходя навстречу всем отверженным. Таким образом, Господь потрясает основы менталитета людей, скованных страхом и ограниченных предрассудками:

«Иисус, новый Моисей, хотел исцелить прокаженного, прикоснуться к нему, возвратить в общество, при этом не поддаваясь ‘самоограничению’ предрассудков, не подстраиваясь под преобладающий менталитет народа, не беспокоясь о возможном заражении. Иисус незамедлительно отвечает на мольбу прокаженного, избегая обычного рутинного изучения ситуации со всеми вытекающими последствиями. Самое главное для Иисуса — достичь и спасти далёких людей, исцелить раны больных и привести всех заново в Божью семью. Однако для некоторых это становится камнем преткновения».

Иисус, продолжил Папа, не боится такого рода скандала. Он не обращает внимания на замкнутых людей, которых возмущает даже чудо исцеления и нервирует любая открытость, любой шаг, который не согласуется с их образом мышления и духовностью. Христос не обращает внимания на тех, кого шокирует любое проявление нежности, не соответствующее их стилю мышления и ритуальной чистоте. Господь хочет вернуть всех отверженных. Таким образом, отметил Святейший Отец, «существуют две логики мышления и веры: боязнь потерять спасённых и желание спасти погибших»:

«Также и в наши дни порой случается, что мы оказываемся на перекрёстке этих двух логик, то есть между подходом книжников, избегающих опасности через удаление заражённого человека, и логикой Бога, Который милосердно обнимает и принимает, Который приводит человека обратно и превращает зло в добро, осуждение в спасение, а изоляцию в возвещение».

Эти две логики, подчеркнул Папа, сосуществуют на протяжении всей истории Церкви: это изгнание и возвращение. Тем не менее, со времён Иерусалимского собора, путь Церкви тождественен пути Иисуса, пути милосердия и интеграции: не позволять волкам проникнуть в овчее стадо, но принимать раскаявшегося блудного сына:

«Идти путём Церкви означает никого навечно не осуждать и изливать Божье милосердие на всех людей, которые просят о нём с искренним сердцем. Это значит выйти из собственной ограды и отправиться искать далёких людей на перифериях существования. Идти путём Церкви значит в полной мере принять логику Бога и последовать за Учителем, Который сказал: ‘Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников’ (Лк 5,31-32)».

Исцеляя прокаженного, отметил Папа, «Иисус не наносит никакого вреда людям здоровым, но, напротив, освобождает их от страха; Христос не ставит их перед лицом опасности, но дарует им брата. Иисус не попирает закон, но дорожит человеком, ради которого Бог вдохновил закон». Святейший Отец подчеркнул, что милосердная любовь «не может быть нейтральной, стерильной, равнодушной и теплохладной». Милосердная любовь – «это творческий подход в поиске верного языка общения с теми, кого считают неизлечимыми и поэтому неприкасаемыми». «Непосредственный контакт, — подчеркнул Папа, — это верный язык коммуникации, именно через него прокажённому было передано исцеление».

Обращаясь к новым кардиналам, Папа Франциск подчеркнул, что их отличительной чертой должна стать полная готовность служить ближним, и в этом — их единственное почётное звание. Кардиналы призваны с отвагой принимать изгнанников и не бояться проявлять к ним нежность и сострадание:
«Дорогие братья, глядя на Иисуса и на нашу Матерь, я призываю вас служить Церкви так, чтобы христиане, наставленные нашим свидетельством, не подвергались искушению быть с Иисусом, но без людей отверженных; чтобы христиане не изолировали себя в касте, не имеющей ничего общего с Церковью. Я призываю вас служить распятому Иисусу в каждом человеке, изгнанном по любой причине, и видеть Господа во всех отверженных».
Господь, отметил Папа, «присутствует даже в тех, кто потерял веру» или «заявляет о своём атеизме». «Мы не сможем найти Господа, не приняв по-настоящему людей изгнанных», подчеркнул Папа, приводя «пример святого Франциска Ассизского, который не побоялся обнять прокажённого и принимать всех страдающих изгнанников». По сути, доверие к нам основано на Евангелии отверженных.

«Господь берет на Себя наши страдания»

О сострадании Иисуса, которое побудило Его прикоснуться к прокаженному, Папа говорил также перед молитвой «Ангелус». Он призвал верующих не бояться взглянуть в глаза тем, кому мы помогаем.

Теме сочувствия Иисуса Христа посвятил свою катехезу Папа Франциск перед произнесением молитвы «Ангелус» в присутствии десятков тысяч паломников и римлян, собравшихся на площади Святого Петра в Ватикане в воскресенье 15 февраля 2015 года.
Комментируя воскресное чтение из Евангелия от Марка об исцелении прокаженного, Святой Отец обратил внимание на то обстоятельство, что этот процесс проходил в три этапа: это мольбы больного об исцелении, переживания Иисуса, которые вылились в Его сочувствие к прокаженному, и исцеление через прикосновение.
Прокаженные были полностью отвергнуты тогдашним гражданским и религиозным обществом, считались «нечистыми», все их избегали, словно ходячих мертвецов.
«Бог милосердия преодолевает любой барьер и рука Иисуса касается прокаженного», — сказал Папа, подчеркивая, что Иисус не держится на безопасном расстоянии и не действует через посредника, но непосредственно подвергает Себя опасности заражения инфекционной болезнью. И так человеческая болезнь становится местом контакта: Он, Иисус, берет на Себя болезни человечества, а человечество получает от Него здоровье и исцеление. «Это происходит каждый раз, когда мы с верой принимаем одно из Святых Таинств – Иисус Христос ‘прикасается’ и дарит нам Свою благодать. Это особенно касается Святого Таинства примирения, Исповеди, исцеляющей нас от проказы греха».
Как подчеркнул Папа Франциск, Евангелие снова показывает нам, как действует Господь: Он не поучает нас о страданиях, не устраняет полностью из этого мира страдания и боль, но берет на Себя боли и страдания мира, побеждая их силой Божьего милосердия.
По словам Папы, Евангелие об исцелении прокаженного указывает, что когда мы стремимся стать подлинными учениками Иисуса, то в сопоставлении с Ним превращаемся в орудие Его милосердной любви, преодолевая любую маргинализацию. Чтобы быть последователями Христа в отношении бедных и больных, не надо бояться взглянуть им в глаза, приблизиться с нежностью и состраданием, прикоснуться к ним и их обнять.

После молитвы «Ангелус» Святой Отец отдельно поздравил жителей Дальнего Востока и других стран мира, готовящихся к празднованию Нового года по лунному календарю, желая им благоденствия, мира и взаимоуважения, которые являются основой семейной и общественной жизни.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна