Папа – Академии общественных наук: государство не может считать себя обладателем общего блага
«Эндемический и систематический рост неравенства и эксплуатации планеты» и «труд, недостойный человека»: таковы причины, ведущие, по мнению Папы Франциска, к социальной исключенности и к расширению экзистенциальных окраин. Святейший Отец отметил это в речи, обращенной к представителям Папской академии общественных наук. Эта академия была основана Папой Иоанном Павлом II с целью продвижения исследований в области социальных, экономических, политических и правовых наук, чтобы предоставить Церкви элементы для развития ее социальной доктрины. Академия призвана также изучать способы применения этой доктрины в современном обществе.
«Неравенство и эксплуатация, — подчеркнул Папа, — не являются роковыми, не являются они и исторической постоянной. Они не роковые, поскольку зависят не только от различных индивидуальных поступков, но и от экономических правил, установленных тем или иным обществом. Если преобладает цель прибыли, демократия тяготеет к плутократии, в которой растут неравенство и эксплуатация планеты».
Что касается второй причины социальной исключенности, Папа обратил внимание слушателей на то, как важно, чтобы в мире труда были «открытые, предприимчивые люди», способные завязывать узы братства и «отстраняться от давления общественных и частных лобби, защищающих отраслевые интересы. Необходимо также преодолеть формы духовной лени. Политика на самом деле должна встать на служение человеческой личности, общего блага и защиты творения».
Такие основоположные ценности, как демократия, справедливость, свобода, семья, забота об окружающем мире, не могут быть принесены в жертву продуктивности. Единственный способ сохранить эти ценности заключается в «окультуривании рынка». Аналогичные рекомендации Папа Франциск относит и к вопросу государства и нации:
«Государство не может считать себя единственным и эксклюзивным обладателем общего блага, не позволяя промежуточным органам гражданского общества свободно выражать весь свой потенциал. Это было бы нарушением принципа субсидиарности, который вместе с солидарностью составляет несущую колонну социального учения Церкви. Задача заключается в том, как соединить индивидуальные права и общее благо».
«Специфическую роль гражданского общества, — сказал далее Папа, — можно сравнить с ролью, которую Шаль Пеги приписывал добродетели надежды: как младшая сестра, она стоит посреди двух других добродетелей, веры и любви, держит их за руку и тянет их вперед. Мне кажется, что такова позиция гражданского общества: «тянуть» вперед государство и рынок, чтобы они пересмотрели свои мотивации и образ действий».
Источник: Радио Ватикана