Органный вечер на «инструменте» давних времен. Открытие органных сезонов в храме Св. Станислава в Санкт-Петербурге

12 сентября 2012 г. в храме Св. Станислава в четвёртый раз, начиная с 2007 года, было отмечено торжество Санкт-Петербурской иконы Трижды Предивной Божьей Матери. Праздник начался пением Акафиста Пресвятой Богородице. В богослужении принял участие молодёжный санкт-петербургский хор «Лауда».
Одним из центральных событий праздника стало открытие нового церковного инструмента — органной консоли, специально сконструированной для храма Св. Станислава. Инструмент был изготовлен петербургской фирмой Sacrosonus, специализирующейся на создании консолей, способных моделировать звучание наиболее известных исторических органов мирового уровня. Консоли Sacrosonus зарекомендовали себя надежностью и простотой управления. Поэтому настоятель прихода о. Кшиштоф Пожарский вместе с прихожанами и попечителями приняли решение не устанавливать обычный электронный орган, а собранные пожертвования вложить в настоящий органный проект. В течение нынешнего лета основные узлы инструмента были изготовлены петербургскими мастерами, и на хорах храма был осуществлен монтаж инструмента. Фактически, благодаря технологиям, примененным в консоли Sacrosonus, мы уже не услышим ставшего, к сожалению, нормой обычного электронного звучания синтезатора.
Мы хотели бы подробней остановиться на событиях, предшествовавших появлению нового инструмента в храме Св. Станислава.

Отец Кшиштоф Пожарский – человек, постоянно интересующийся инновациями, которые могли бы быть с успехом применены в Церкви. Так и в основе идеи органного проекта лежало желание малыми средствами обеспечить в церковном пространстве звучание органов мирового уровня на основе максимально точного воссоздания их прототипов. Благодаря органу, ставшему частью церковной культуры Запада, приход намерен через музыкальные программы привлекать современную молодежь к подлинным истокам Красоты.
Органная консоль была сконструирована питерскими специалистами таким образом, чтобы полностью, на основе цифровых и семплерных технологий, осуществить имитацию духового органа мирового уровня, вплоть до мельчайших его особенностей: можно включать и выключать каждый регистр в отдельности. При этом внимательный наблюдатель даже услышит звук срабатывания механизма регистровой трактуры или шум органных винлад. Все это создаёт небывалую реалистичность. Орган имеет три клавиатуры и педаль: Hauptwerk, Oberwerk и R?ckpositif. В инструменте имеется большое количество вспомогательных устройств для создания свободных регистровых комбинаций. Звучание инструмента петербургской фирмы Sacrosonus неотличимо от звучания настоящего органа.
Но самое главное достоинство органа в храме Св. Станислава — уникальный набор звуковых комбинаций, которые были смоделированы на основе звучания органов мирового уровня. Фактически описываемый орган может звучать после короткой настройки в манере разных эпох и стилей — от эпохи Возрождения до наших дней.
В новом церковном органе смоделировано шесть разных «органов» Европы: современный необарочный инструмент (45 регистров), симфонический французский орган знаменитого органного мастера Cavaille-Coll (55 регистров), баховский орган мастера Фридриха Зильберманна (32 регистра). Для органистов будет не безынтересно познакомиться также с барочным инструментом легендарного мастера Шнитгера (1721 г.): прототип этого инструмента находится в городе Soule (Нидерланды) и имеет 64 регистра. Наконец, орган может воспроизводить звучание ренессансного прототипа постройки 1587 года: оригинал инструмента, к счастью, не пострадал в исторических катаклизмах и находится в Чехии.

Органный вечер, который состоялся сразу же после праздничной Мессы, дал возможность прихожанам и гостям храма Св. Станислава познакомиться с баховским инструментом мастера Зильберманна. Фактически это была первая презентация консоли, ее изготовителей и молодых музыкантов, которые с большим энтузиазмом осваивали новый для себя инструмент.
По словам экспертов и музыкантов, имеющих опыт общения с другими органами нашего города, инструмент в храме Св. Станислава выгодно отличается своей мощью, уникальным звучанием, редкой акустикой и чистотой интонации. По словам органистов, принявших участие в праздничном концерте, они оказались за инструментом, знакомство с которым у них могло бы состояться только при общении с настоящим зильбермановским подлинником. А ведь инструменты Зильберманна уникальны. Немногочисленные уцелевшие после бомбежек Второй мировой войны экземпляры сегодня являются местом паломничества органистов всего мира. Сам мастер был современником Баха и его близким другом. Многие замечания или пожелания Баха были учтены в звучании этих инструментов. Именно на этих органах Бах создавал свои музыкальные шедевры.

Программа органного вечера была составлена с учетом возможностей данного уникального инструмента. За органной консолью в этот вечер побывало семь студентов и аспирантов высших музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга (Консерватории и Санкт-Петербургского Государственного Университета). В концерте прозвучали произведения И.С. Баха, Свелинка, Муффата, Вивальди, Фрескобальди.
Таким образом, храм Св. Станислава, расположенный в центре культурной столицы России, стал еще одним местом, где отныне будут проходить Органные вечера. Появление нового органа вызвало большой интерес у молодых музыкантов. Это дает надежду на привлечение молодежи к литургической музыке, в том числе и для высококачественного сопровождения богослужений. В приходе появилась возможность подготовки новых церковных органистов из числа студентов и выпускников высших музыкальных учебных заведений.
К Празднику Рождества Христова приход планирует построить органный фасад, отвечающий неоклассическому стилю внутренних интерьеров храма.

Антон Алексеев, Санкт-Петербург

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна