Наступило ли время для провозглашения пятого богородичного догмата?

"Пиета" МикеланджелоСо времени Страстной Пятницы, когда распятый на кресте Иисус за несколько минут до Своей смерти сказал апостолу Иоанну: «Се, Матерь твоя», Мария является центральной фигурой христианской веры и благочестия.

Изображение скорбей Богоматери в ряде выдающихся произведений искусства, таких например, как «Пиета» Микеланджело, глубоко правдиво с эмоциональной точки зрения: любой верующий в ситуации страдания может обратиться к Марии, нашей духовной Матери, за утешением, ибо и Она претерпела страшные страдания.

Великие явления Марии, особенно в Лурде в 1858 г. и в Фатиме 1917 г., демонстрируют вдумчивым исследователям мистической реальности ту истину, что Богородица продолжает «искать общества малых мира сего», общества детей, чтобы подбодрить их, одарить материнской нежностью и мудрыми советами.

На протяжении столетий богословская мысль Церкви вырабатывала различные концепции, в которых роль Марии отражалась с разных сторон, и пояснялось, кто Она такая и почему достойна нашего сыновнего почитания.

На сегодняшний день Церковь исповедует четыре догмата, касающиеся Марии:

  1. Ее роль в воплощении Сына Божия, что позволяет именовать Ее «Матерью Бога» или «Богородицей» («Теотокос», Вселенский Собор в Ефесе, 431 г.).
  2. Ее приснодевство (I Латеранский Собор, 649 г.).
  3. Ее Непорочное зачатие (Папа Пий IX, возвещение «с кафедры», 1854 г.).
  4. Ее Взятие в небесную славу (Папа Пий XII, возвещение «с кафедры», 1950 г.).

Чуть менее столетия назад в Церкви появилось сначала немногочисленное, но постепенно набирающее сиу движение, выступающее за провозглашение пятого богородичного догмата, в котором была бы отражена роль Пресвятой Девы как Духовной Матери всего человечества.

25 марта (в торжество Благовещения Пресвятой Деве Марии) на «Ватиканском форуме», организованном изданием «Inside the Vatican» и Большой Коллегией св. Фомы, соберется группа епископов и теологов, которые обсудят, пришло ли время для торжественного провозглашения пятого богородичного догмата.

Внутрицерковное движение за провозглашение пятого догмата, касающегося роли Девы Марии в деле нашего Спасения, возникло более 90 лет назад. Его инициатором в начале 20-х годов XX века был всемирно известный бельгийский католический иерарх, кардинал Дезире-Жозеф Мерсье, а активным участником – о. Максимилиан Кольбе, впоследствии причисленный к лику святых.

Оба Папы, провозгласившие в Новое время богородичные догматы, блаженный Пий IX (1846 – 1878 гг.) и Пий XII (1939 – 1958 гг.), открыто признали ту значительную роль, которую в подготовке соответствующих догматических определений сыграли обращения духовенства и верных.

В течение 2009 г. кардиналы и епископы со всех континентов направляли в Ватикан петиции, в которых формулировалась просьба, адресованная Папе Бенедикту XVI: рассмотреть возможность провозглашения догмата о Духовном Материнстве Марии, включающего три основных аспекта: Ее роль Со-искупительницы, универсальной Посредницы благодати и Заступницы. Это произошло после того, как пятеро кардиналов обратились с просьбой к епископам всего мира ходатайствовать перед Святым Отцом о провозглашении пятого богородичного догмата. Соответствующий документ подписали: кардинал Телесфоре Топпо, архиепископ Ранчи, Индия; кардинал Луис Апонте Мартинес, архиепископ на покое Сан-Хуана, Пуэрто-Рико; кардинал Варкай Витхаятхил, Верховный архиепископ Эрнакулам-Ангамали, Индия; кардинал Риккардо Видаль, архиепископ Себу, Филиппины; кардинал Эрнесто Коррипьо и Аумада, архиепископ на покое Мехико-сити, Мексика.

Некоторые епископы, особенно из стран Запада, склонны считать, что провозглашение нового догмата способно повредить делу экуменизма. Двое из кардиналов, подписавших в 2009 г. обращение, архиепископ индийских католиков латинского обряда Телесфоре Топпо и архиепископ Сиро-Малабарской Церкви Варкай Витхаятхил публично возразили «скептикам от экуменизма», указывая, что провозглашение всей полноты вероучительной истины, касающейся Матери Иисуса, будет только способствовать подлинному христианскому единству, питаемому аутентичными источниками истины и веры при заступничестве Марии, Матери единства. Именно таким будет итог провозглашения Папой Девы Марии Духовной Матерью всего мира.

Отметим, что Папа Иоанн Павел II за время своего понтификата назвал Марию «Со-искупительницей» по меньшей мере шесть раз.

Папа Бенедикт XVI этого титула не использовал, однако неоднократно обращался к учению о соискупительной роли Марии, сострадающей Иисусу, особенно в своих ежегодных посланиях на Всемирный день больного и в молитве 2008 г. о пострадавшем от землетрясения населении Китая, адресованной Богородице Шешанской.

Пресвятая БогородицаКак уже было отмечено, у истоков движения в пользу провозглашения пятого богородичного догмата, стоит монументальная фигура кардинала Мерсье (1851 – 1926 гг.), архиепископа Малинского в Бельгии, который с 1906 г. и до своей смерти считался наиболее влиятельным католическим иерархом. В годы 1-ой мировой войны он продемонстрировал выдающиеся лидерские качества. Он же был инициатором англикано-католического богословского диалога, известного как «Беседы в Малине». Кардинал Мерсье добивался установления специального праздника в честь Пресвятой Девы Марии, универсальной Посредницы благодати, с собственной Мессой и молитвенным правилом. Он рекомендовал и ежедневную молитву, которая не утратила своей значимости до сих пор.

«Я собираюсь открыть вам тайну святости и счастья, — писал кардинал. – Каждый день обуздайте на пять минут ваше воображение, оградите ваши глаза от созерцания суетных вещей, а ваши уши – от шума мира сего, и войдите внутрь себя. И тогда в святилище вашей крещеной души (которая является храмом Святого Духа) побеседуйте со Святым Духом и скажите Ему: “О Святой Дух, Возлюбленный души моей, я поклоняюсь Тебе. Просвети меня, направляй меня, подкрепи меня, утешь меня. Подскажи мне, что я должен делать. Дай мне указания. Я обещаю отдать всего себя тому, чего Ты ждешь от меня, и принять всё, чему Ты попустишь со мной случиться. Лишь позволь мне познать Твою волю”.

И если вы будете делать это регулярно, ваша жизнь станет счастливой и светлой, исполненной утешения даже среди испытаний. Благодать будет соразмерной испытанию и даст вам силы перенести его, так что вы придете к вратам рая с большим грузом заслуг. Покорность Святому Духу – это и есть тайна святости».

Как раз покорность Святому Духу и была отличительной чертой жизни Марии, а самое яркое ее свидетельство имело место в день Благовещения (25 марта), когда Пречистая Дева произнесла слова: «Да будет Мне по слову Твоему».

Участниками публичной дискуссии, намеченной на 25 марта, станут: архиепископ Липы (Филиппины) Рамон Аргельес, президент Марийно-мариологического общества Филиппин; президент Мариологического общества Испании монах-кармелит о. Энрике Льямас; англиканский богослов доктор Джудит Гентл, основательница и член Вальсингамского Мариологического общества из Великобритании. Однако Папская Мариологическая академия от участия в дискуссии отказалась.

На утреннем заседании будут представлены позиции участников относительно уместности пятого богородичного догмата, а днем состоится дискуссия в присутствии представителей прессы и всех желающих посетить это мероприятие.

Роберт Мойниган
Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна