4 марта – день памяти святого Казимира

Королевский сын Казимир Ягеллончик (1458-1484), родившийся в Кракове 3 октября 1458 года в Вавельском славном замке, для многих из нас может стать воплощением принципа «человек способен сам отвечать за свою жизнь». Только появившись на свет, Казимир уже был князем Польши и Литвы, а также наследником династии Габсбургов (по матери), его образование сделало из него хорошего претендента на трон правителя, так как воспитанием мальчика занимался Ян Длугош – тогда каноник краковский, позже архиепископ Львовский, один из самых известных историков Польши. При этом – как гласит жизнеописание св. Казимира, составленное его современником, – «он всегда причислял себя к смиренным и нищим духом, а не к знатным и влиятельным мира сего». Для воспитания своих сыновей король Казимир IV выбрал замок в Старом Сонче, который был тихим и далёким от столичных интриг местом. Казимир, воспитывавшийся как будущий венгерский король, владел латинским и немецким языками.

Соответственно, он и жил так, как считал нужным: был очень искренним в быту и искренне верующим, не любил носить пышные одежды и часто, в качестве акта покаяния, спал прямо на полу, был склонен проводить ночи в молитве. В 15 лет отец послал его в поход против Венгрии, которая тогда пылала от усобиц. И вполне могло случиться, что Казимир был бы провозглашен венгерским королем, как его брат Владислав в те же годы стал королем чешским. Однако местная знать вовремя помирилась со своим правителем, Папа высказался о моральной недопустимости такой войны, и Казимир повернул войско назад, вызвав недовольство отца. Юного принца не допустили к королевскому краковскому двору, два года он провел в замке Добзки, молясь и размышляя о своей жизни. Там он и решил, что больше никогда не возьмет в руки оружие (ему потом еще дважды предлагали возглавить армию), не будет властвовать (мог стать великим князем Литовским) и не женится (отец хотел заставить его вступить в брак с дочерью прусского короля).
В 1483 году Казимир был вызван отцом в Вильну для занятия должности коронного подканцлера. Будучи допущен к управлению государством, он правил сдержанно и корректно. В молодом возрасте Казимир заболел – скорее всего, туберкулезом, а призванный отцом, умер по дороге к месту назначения, в Гродно, в возрасте 26 лет. Был похоронен в вильнюсской кафедре, в часовне Пресвятой Девы Марии.

При жизни Казимир обращал на себя внимание современников образованностью, скромностью и набожностью. О чрезвычайной набожности королевича писали все его биографы. Ранняя смерть члена правящего семейства вызвала сочувственный отклик во всей Польше и Литве, выразившийся в прославляющих королевича высказываниях и эпитафиях.
1518 году король Сигизмунд I Старый, родной брат Казимира, обратился к Папе с просьбой о беатификации королевича. В 1520 году Папа Лев Х направил в Польшу своего легата для ознакомления с делом, а тот, пораженный культом безвременно почившего королевича, даже сам составил прославляющий его гимн и написал его жизнеописание. На основании отчета легата Папа лично составил канонизационную буллу и вручил ее в 1521 году епископу Плоцка, который приезжал в Рим.

Казимир Ягеллончик – единственный святой с таким именем. Его литургическое поминовение приходится на день смерти 4 марта. Он считается покровителем Польши, Литвы, Вильнюса, а также молодых людей, стремящихся к целомудренной жизни.

Иконографический канон предписывает изображать Казимира в княжеском облачении с княжеской митрой на голове и с лилией в руке. В Кафедральном соборе Вильнюса хранится образ святого Казимира с тремя руками. Считается, что этот образ чудотворный. По преданию, художник, почти закончив его, заметил, что правая рука неестественно отведена в сторону и непропорционально длинна. Он закрасил её и написал другую руку, но прежнее изображение проступило сквозь краску, и сколько художник его ни закрашивал, оно появлялось вновь и вновь. Тогда художник принялся закрашивать новое изображение руки, но и оно не поддавалась.

По случаю канонизации Казимира была вскрыта его гробница и его останки, по свидетельству очевидцев, оказались нетленными. Церемония причисления Казимира к лику святых имела место в 1604 году в Кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне. В связи с этим был освящён и краеугольный камень первого костёла Святого Казимира при иезуитской коллегии.
В 1636 году мощи святого Казимира были торжественно перенесены в капеллу Виленского кафедрального собора, освященную в его имя. В 1953 году коммунистические власти закрыли Кафедральный собор в Вильнюсе, впоследствии превратив его в музей атеизма, и тогда мощи Св. Казимира были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно возвращены на свое прежнее место в Кафедральном соборе, который тогда же был возвращен верующим.

Культ св. Казимира чрезвычайно популярен среди верных Польши и Литвы, его именем часто нарекают детей при Крещении. Когда католическая община города Новониколаевска (ныне – Новосибирск), состоявшая по преимуществу из людей польского происхождения, обзавелась своим храмом (в 1909 г.), он был освящен во имя Св. Казимира. Ныне об этом первом в Новосибирске католическом храме напоминает мемориальный камень, установленный в 2009 г., в ходе празднования 100-летия освящения первой в нашем городе католической святыни.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна