Храм

С настоятелем Тюменской католической общины, о. Лешеком Хричуком, мы прогуливаемся по старой улочке Тюмени, на которой расположен католический храм Св. Иосифа. Беседуем.

— Отец Лешек, сто семь лет назад, на окраине города, построили вот этот дом. Храм. С тех пор и началась его история – неразрывно связанная с историей города, с историей страны, но, всё же, отдельная – своя. Для города подчас чуждая. Для горожан – неизвестная. Чужая. Здание Тюменской католической церкви. «Польский костел», как почему-то многие его называют.
— История нашего храма здесь, в Тюмени, довольно давняя. Мы знаем, что Тобольск – административный центр Тобольской губернии, был центром и для католиков Тюмени. Там постоянно проживал священник, там находился главный приход. У Тюменской общины тогда не было своего храма или молитвенного дома, хотя община насчитывала «…до тысячи душ » – я цитирую архивный документ, протокол заседания из «Журнала Тюменской Городской управы», состоявшегося во вторник 25 апреля 1900 года. На этом заседании Городская Дума обсуждала вопрос «О предоставлении места земли Католическому обществу для постройки молитвенного дома».
Первоначально был план построить деревянный храм, потому что, естественно, не хватало средств для большого кирпичного здания. Прихожане, в основном ссыльные поляки с семьями, хотели иметь свой костел, свой храм – «Дом молитвы». И, благодаря спонсору, Поклевскому-Козеллу (был такой предприниматель, человек польского происхождения, который помог построить много храмов в России, и особенно в Сибири), они построили кирпичное здание в том виде, в каком оно существует по сей день.
Мысль о постройке этого храма, как нам говорят документы, возникла у Тюменских католиков уже в 1900 году. В то время были собраны основные средства, а временем основания нашего храма считается 1904 год. Это подтверждает документ, который мы считаем очень авторитетным – «Паспорт Филиального Костела» из архива Могилевской Католической Архиепархии.

Центральное место храма – это алтарь. В основании алтаря лежат мощи святых. У нас это мощи св. Лаврентия, св. Цецилии и св. Рафаила Калиновского. Святая Месса служится на мощах святых мучеников, которые являются как бы фундаментом, крепкой опорой для верующих. И наш храм, построенный нашими предками в 1904 году, в своем фундаменте также имеет освященный «Краеугольный камень».
В фондах Тюменского областного музея, сохранился документ, который говорит, что: «12 июня, 1903 года был заложен «Краеугольный Камень» в фундамент храма. В левом углу этого здания хранится документ, а также газета, монеты, и зерно урожая того года. «На вечную память дня 12 июля 1903 года был заложен краеугольный камень в фундамент этого здания, в левом углу, с документом латинским засвидетельствовано, через 4-х священников и присутствующих 4-х членов общины».

— А потом в истории Дома, построенного на окраине, случился перерыв. Пауза. Долгая! Почти на семьдесят лет у него отняли его предназначение. Храм перестал быть Храмом. Его сделали «Клубом красных директоров». Потом спортзалом. Потом складом, студенческим клубом, «Домом ученых». В глухие «застойные» годы случилось такое происшествие: в Тюмень, инкогнито приехал один католический священник. С вокзала пришел к Храму, постоял-постоял (внутрь его не пустили), и снова в путь.
Представляете: поздним, холодным мартовским вечером, когда советские ученые выпивали и закусывали в баре, устроенном в подвалах храма, снаружи, вокруг стен, бродил человек, приехавший издалека, бродил, гладил ладонью кирпичи, внимательно всматривался в окна и шептал что-то, очень знакомое Дому… Прошло еще с десяток лет, и Дом опять стал Храмом! Его история продолжилась!

Началась история новой Тюменской католической общины…Отец Лешек, теперь среди Ваших прихожан большинство составляют дети и молодежь. Наверное, для каждого из них история храма начинается как раз с того момента, в который он впервые переступил порог церкви?
— Наблюдая за историей нашей общины, на то, как мы живем, я могу с полной уверенностью сказать – мы только начинаем свою жизнь. Это, конечно, связано и с историей страны, и с личной историей каждого человека. Мы начинаем глубже понимать, что это такое – «наша вера», начинаем внутренне усваивать понятие «примирения» или «единения» с Богом.
Мы еще очень молоды! А молодым всегда свойственен энтузиазм, и мы, как община, полны им! Конечно, с этим сопряжены разные трудности и даже опасности, но зато это способствует росту, прежде всего духовному. Самое главное и самое важное – это то, что мы начинаем жить, жить верой! Мы начинаем жить Божьими заповедями, начинаем жить Евангелием. Это такое начало, которое, наверное, будет продолжаться всю нашу жизнь и завершится только с нашей смертью.

Совсем недавно, проезжал в городском автобусе мимо Дома. На соседнем сиденье – студенческая пара.
– Смотри, а это что за церковь? – спросила девушка.
– А это мечеть. Немецкая.
Я взглянул на проплывающий в окне Храм, и увидел, как он блеснул на солнце витражами. Храм усмехнулся! Наверное, за сто семь лет ему довелось выслушать много разных слов, кроме слов молитвы. Наверное, Храму всё равно, как именно, польским или немецким, его назовут. Главное, что теперь всякий человек может войти в него, чтобы поговорить с Господом. На то он и Храм!

Виктор Жуков

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна