Выступление архиепископа Павла Пецци на III Cеминаре церковных журналистов в Москве (проходил с 15 по 18 ноября с. г.)

Выступление архиепископа Павла Пецци на III Cеминаре церковных журналистов в Москве (проходил с 15 по 18 ноября с. г.)

Начну с одного события, которое произошло с Папой Франциском. 26 августа, во время пресс-конференции на борту самолёта, когда Папа возвращался с журналистами в Рим после Девятой Всемирной встречи семей в Дублине, журналистка задала ему вопрос о документе архиепископа и бывшего Нунция епископа Вигано, обвинявшего Папу в том, что он знал о сексуальных злоупотреблениях американского кардинала МакКаррика и ничего не сделал. Папа Франциск ответил, между прочим: «Я прочитал это заявление сегодня утром. … И, честно говоря, вот что я должен сказать Вам и всем заинтересованным: прочитайте сами внимательно это коммюнике и вынесите своё суждение…» «Это акт доверия, — продолжает Папа, — у вас достаточно профессионализма, чтобы сделать свои выводы. … Я бы хотел, чтобы ваша профессиональная зрелость проделала эту работу, то есть, вынесла суждение, это будет вам полезно». И в конце ответа на дополнительный вопрос Папа подтвердил: «Жду Вашего комментария на тот документ».

Из этого короткого ответа я хочу взять — потому что мне показалось, на самом деле, что этот ответ, помимо своей гениальности, просто попал в цель — три из четырёх пунктов своего введения к предстоящей вам работе. Это, прежде всего, необходимость выносить ваше суждение о фактах — посмотрим потом подробно, но это выражение —это уже настоящий удар с самого начала, я бы сказал, а, во-вторых, это проявление или, вернее, даже призыв к свободе, который я не знаю, где вы найдете, если не в Церкви. Ваша профессиональная зрелость, которую, даже если это будет громко сказано, я позволю себе назвать любовью к истине, потому что в этом заключается зрелость, в том числе профессиональная для журналистов. Для тех, кто занимается коммуникацией. И, в-третьих, акт доверия к вам. На самом деле это глубокое доверие. Я не знаю, кто из журналистов на самом деле передал свои выводы Папе. Но он не говорил просто так, когда говорил: «Жду вашего комментария». Это значит — я призываю вас быть серьезными. Не только серьезными с этой новостью, но быть серьезными с вашей работой, с вашей жизнью, и с Церковью тоже. Можно сказать по-другому: Церковь не может лукавить по отношению к человеку. Но и человек не может лукавить по отношению к себе и Церкви. Четвёртый пункт, который я буду излагать, вернее, высказывать какие-то мысли по поводу фейковых новостей, я возьму уже из другого документа Папы Франциска.

Итак, начнём! Сначала небольшая предпосылка: это некоторые мысли, размышления, если хотите, которые возникли в контексте дискуссии во время Синода особенно в моей группе. На Синоде мы работали по очереди в пленарных заседаниях и группах. В моей группе возникли эти мысли относительно Церкви и мультимедийного общества, которые я потом собрал. Здесь будьте милостивыми, потому что не знаю, правильно ли я перевел некоторые выражения, начиная именно с этого: «мультимедийное общество»…

Цифровая площадка

Первая мысль — о самой цифровой площадке. Цифровая вселенная, которой присуще мультимедийное сосредоточение, мультимедийная концентрация или конвергенция массмедиа — наверное так называют это пространство — это место (реальное, а не только виртуальное место досуга и работы), где плавятся и меняются идентичность людей, отношения, знания, знакомства, воспоминания, выбор молодёжи на любом континенте, независимо от их уровня образования и социального статуса. Я хочу предложить контекст, который, на мой взгляд, мы сегодня не можем пропустить, если хотим говорить об идентичности церковного журналиста. Тогда необходимо знать, в каком контексте мы призваны работать сегодня. Я думаю, что христианский журналист, который хочет служить истине, должен не только знать это (я не думаю, что скажу что-то особенно новое), но, скорее, не забывать эти замечания.

Интернет в этом контексте — это не только инструмент, который как таковой может использоваться для пастырских контактов и помощи в распознании призвания, — это и среда, в которой молодые люди проводят много времени. Где они могут, к сожалению, заблудиться (в жестоких лабиринтах видеоигр, в извращённой динамике кибербуллинга, в порнографии и т.д.), но могут и найти себя в истине встречи. Церковь не может зарыть в землю дары цифровой эпохи, как человек, который зарывает таланты. Напротив, она должна пустить их в дело. И чтобы поддерживать авторитет, она должна найти способ свидетельствовать о Евангельской Истине, говоря и слушая на языке молодых людей своего времени, на языке современной конвергенции массмедиа, такой мультимедийной концентрации.

Время и пространство

Вторая мысль. Сегодня время и пространство всё больше и больше совпадают со временем жизни. В информационном обществе «пространство» общения уже не здесь или там, но и здесь, и там. «Здесь и там» — это географическое и медийное, мультимедийное пространство. Существовать в этом коллективном пространстве необходимо, чтобы вернуть людей к реальности. Необходимо туда вступать, чтобы оттуда тащить людей к реальности, освободив их от чар мнимого коллективного разума, который уничтожает уникальность каждого человека. Слушать молодых людей, сопровождать молодых, позволить молодым людям направлять нас в цифровом мире — вот ключ к тому, чтобы направлять их к открытию встречи с Иисусом, возвещая Евангелие этим «гражданам», жителям, обитателям цифрового мира. В противном случае существует реальный риск того, что нас больше не поймут.

Быть сетью

Третья мысль. Мы не должны забывать, что Церковь была сетью задолго до того, как сетью стала Цифровая паутина. Поэтому, укрепляя свою сеть, она (Церковь) может дать евангельскую перспективу эпохе цифровых технологий. Она может осуществлять пастырство молодежи в цифровом мире, может сделать его инструментом общения и знания Слова Божия вместо разделения и ложного знания, любви вместо ненависти. О ненависти я уже говорил в своем «блоге» во время Синода. Быть сетью в сетевую эпоху – не значит строить цифровую бюрократию, а значит предложить альтернативу сетевым сообществам, которые удерживают вместе хрупкие отношения, инкультурировать Евангельское послание в мир мультимедиа.

Как Иисус говорил притчами, так и Церковь сегодня должна уметь говорить со всеми молодыми людьми. И она должна просить тех молодых людей, которые уже встретили Иисуса, чтобы они пронизали смыслом весь мир цифровой коммуникации, распознали также и в этом свои особые призвания.

Евангелизация и молодёжь

Еще один момент. Слова и изображения могут быть предложены как самые свежие новости, объединяя коммуникацию с действием, в котором и есть глубокий смысл христианского «Слова». Благодаря мультимедийной концентрации, конвергенции, миллионы людей могут собраться и размышлять вместе , комментировать Слово Божие и события, происходящие в мире. Свидетельствовать о своей вере, рассказывать о своём опыте. Слово Папы уже присутствует в социальных сетях, но многие молодые люди этого не знают. Здесь нужен творческий подход, чтобы евангелизировать также мир мультфильмов, художественной литературы, документальных и художественных фильмов, социальных сетей, информации, музыки, преодолевая географические, языковые и культурные расстояния во имя того, что нас объединяет. Позволяя Духу дышать на языке времени. Интегрируя пастырское попечение о молодёжи в социальную коммуникацию.

Например, кто-то бросил вызов, почему не пробовать, творчески применяя к цифровому миру учение, в смысле, катехизис святого Иоанна Марии Вианнея. Это только пример. Нужно позволить молодым людям показать нам путь, чтобы мы могли действительно войти в их мир, быть его частью, а затем придать ему другую перспективу. Чтобы превратить сеть из того, во что вы рискуете попасться, в то, что даёт нам свободу в Истине.

1. Выносить суждение о реальных событиях

Теперь подробнее разберем первый пункт. Для этого от вас, прежде всего, требуется узнать реальное событие. Часто, особенно сегодня в интернете и в социальных сетях, события, реальные факты или сами новости уходят в никуда, и остаются лишь мнения или реакции. И риск в том, что все обсуждают именно эти мнения и эти реакции, и скоро забывают сами реальные факты. В то время как нужно обсуждать сами факты, сами новости, а не мнения о них.

Несколько лет тому назад, прочитав «Письма Баламута» Льюиса, я нашел сейчас снова этот очень интересный отрывок, где Дядя Баламут пишет своему племяннику – младшему искусителю Гнусику: «Важно, чтобы читатели не задумывались об истинности того, что они прочитали, а только о том, кто повлиял на автора, как это согласуется с другими его книгами, как это понимали учёные, и т.д.» (Письмо 27). Сегодня мы живём в таких обстоятельствах, когда люди систематически, постоянно отказываются от истины.

Мы можем здесь вспомнить слова Ханны Арендт: «Идеология — это не простодушное принятие очевидного [фактов], а его умелое устранение». Те, кто меня знает, знают, что я время от времени читаю одни и те же отрывки, поэтому цитирую их. Один из отрывков, который я, к сожалению, меньше стал цитировать в последнее время, но который я снова нашел – это пророческие слова одного французского ученого. В середине прошлого века в своей книге «Размышления об образе жизни» учёный Алексис Каррель пишет пророческие слова: «В изматывающем удобстве современной жизни множество правил, дающих этой жизни устойчивость, расплылось; исчезла большая часть трудностей, налагаемых космическим миром, а вместе с ними исчезло также творческое усилие личности. Грань между добром и злом исчезла [здесь сегодня мы могли бы сказать «грань между истиной и ложью»], везде царствует разделение. Мало наблюдательности и много рассуждений ведут к ошибке. Много наблюдательности и мало рассуждений ведут к истине». Здесь Каррель говорит языком человека, посвятившего себя науке и исследованиям в области медицины (ещё в молодости он стал лауреатом Нобелевской премии по медицине).

Наша эпоха является эпохой именно такой идеологии, когда вместо того, чтобы учиться у действительности во всех её составляющих, вместо того, чтобы обращать внимание на реальные факты и события, фактически иногда даже несознательно люди манипулируют самой реальностью, самим событием. Вместо них остаются только мнения. Попробуйте подумать об этом.

Есть еще один момент, связанный с первым пунктом – выносить суждение о реальных фактах. Выражу это в некоторых вопросах, которые позволяют, по крайней мере, не слишком отдалиться от самих фактов. Во-вторых, чтобы выносить суждения о фактах, необходимо их принять, и задать себе вопросы: что это за событие? О чем идет речь? что оно передаёт? что оно означает? что оно говорит мне? какое отношение оно имеет к людям? какой опыт истины я приобретаю в нём? какие я вижу в нём противоречия с истиной? Это только примеры. Я хочу только сказать, что важно не терять отношения с реальностью.

2. Любить истину больше, чем своё мнение о событии

Это значит, прежде всего, что не надо бояться истины. Не надо бояться, потому что истина всегда принесет добро. Истина – это всегда хорошо для жизни, в том числе для Церкви. Я это понял несколько лет тому назад, читая одно письмо Достоевского. В одном из его писем есть знаменитое выражение; это, наверное, всем вам известное письмо к Наталье Дмитриевной Фонвизиной (1854 г.): «Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной».

Это, конечно, говорит о глубоком почтении Достоевского к Христу. Однако, с другой стороны, я не могу с этим согласиться. Потому что я бы сказал: «Я остаюсь с Христом, потому что Он есть истина». Христианский опыт, опыт отношений с Христом учит меня любить истину, даже если определённая истина мне не нравится. Итак, любить истину факта больше привязанности к сложившемуся у меня мнению о факте. Кратко можно сказать так: «Любить истину больше самих себя».

Вот вам пример этого: в нашем сегодняшнем обществе секуляризация, в смысле исключения Бога из реальной жизни человека (я говорю о секуляризации в этом смысле – просто есть хороший нормальный позитивный смысл «секуляризации» в том, что она является тем пространством, где любому человеку и особенно христианину бросается вызов). Здесь я хочу сказать, что секуляризация создаёт образы самого Бога, образы религиозности, христианства, которые сводятся лишь к разным мнениям. Сегодня никто вас не посадит за то, что вы говорите о своей вере в Бога. Важно, чтобы это было лишь ваше мнение. Иначе вас посадят, потому что вы не толерантны. То есть, как будто относительно этих вещей – Бога, религиозности, христианства, не говоря уже о Церкви – нет истины, а есть только мнения. Поэтому необходимо высказать истинные суждения об этих фактах, и для этого требуется труднодостижимая свобода, требуется порвать с привязанностью к уже сложившимся мнениям.

Компендиум социального учения Католической Церкви говорит… Кстати, если найдете время, чтобы прочитать этот Компендиум, будет очень интересно. Я это делал для бесед на Радио Мария. В течение нескольких месяцев я прочитал и прокомментировал весь этот Компендиум. Могу сказать, что нашел много интересных вещей. Так вот там написано: «Структуры и политика коммуникаций, распределение технологий — вот факторы, способствующие тому, что некоторые люди ‘богаты’ информацией, а другие ‘бедны’, в эпоху, когда процветание и даже выживание зависят от информации. Так средства социальной коммуникации усугубляют несправедливость и неравенство, приводящие к тем самым страданиям, о которых они же потом сообщают в новостях. Коммуникационные и информационные технологии, равно как и обучение в этой области должны быть нацелены на устранение такой несправедливости и такого неравенства» (КСУЦ, 561).

В Евангелии есть фраза, выражающая этот нравственный императив — любить истину больше самих себя, — может быть, в более впечатляющей форме: «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5,3). Кто такой нищий? Нищим является тот, кому нечего защищать. Нищий не боится истины. Высшая нищета духа — это нищета перед истиной; та, что желает только истины, и ничего больше; та, что преодолевает любую переживаемую, испытываемую и ощущаемую привязанность к уже сложившимся мнениям о фактах. Господь показал нам пример, дал нам образец этой любви к истине: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18,3). Он предлагает нам не идеал инфантилизма, но идеал активной искренности по отношению к фактам. Кстати, в связи с этим Иисус также добавляет: да будет слово ваше «да» или «нет». Или же, как сказал Христос: «да будет слово ваше ‘да’, ‘нет’; любая другая жизненная позиция происходит от лжи» (ср. Мф 5,37).

3. Доверие

Третий пункт — это доверие: только тот, кто уверен в истине, способен доверять. Почему Папа может сказать журналистам, которые думают совсем по-другому: это акт доверия вам. Почему? Потому что он не боится истины. Он готов, он ищет истину и готов для этого. Потому что он уверен в истине. Он не отделяет христианство от истины. На самом деле моя способность быть уверенным в истине зависит от степени моего интереса к ней, и также от степени моего участия в ней. Если я на самом деле не желаю истины, если я не хочу участвовать в ней, вряд ли я буду знать ее. Но, не узнавая ее, я буду слабым в отношениях. Мне будет намного сложнее доверять людям.

В Евангелии, например, кто смог понять, что нужно доверять Христу, Который есть истина? Не толпа, искавшая лишь исцелений или знамений, но те, кто шёл за Ним, кто установил с Ним длительную связь, кто разделял Его жизнь. Кстати, очень интересно, может быть пища для размышления: попробуйте прочитать с этой точки зрения главы 5, 6, 7, 8 Евангелия от Иоанна. Особенно, где идут именно споры, как трудно отказаться от своей предвзятости, как нелегко на самом деле желать истины. Это в позиции фарисеев прекрасно выявляется. Доверие – это на самом деле добродетель. И оно особенно важно, когда вам приходится решать, что именно передавать, сообщать другим. Потому что здесь доверие подразумевает ваше старание должным образом использовать своё сердце, свою совесть, а это невозможно, если нет длительного опыта вынесения суждения о фактах. Это то, что на христианском духовном языке называется аскезой, работой над собой, чтобы как можно полнее выявить все аспекты определённого события и принять решение, какие из них сообщить читателям.

Понимаете, что здесь без ясного опыта того, о чём шла речь в предыдущем пункте, — любви к истине больше, чем к себе самим, — вам никак не обойтись: вы будете принимать решение либо на основе ваших реакций, либо ориентируясь на мнение того, кто платит вам зарплату (но этого в Церкви не будет ибо, как говорит пословица: «кто платит, тот и заказывает музыку»), либо основываясь на какой-нибудь идеологии, и не забывайте, что идеологии всё ещё существуют, даже если они поменяли свой внешний облик. Сегодня, как я уже говорил, идеология есть устранение самой очевидности фактов, уничтожение какого-либо смысла происходящих фактов. Таким образом, у человека ни с чем больше нет отношений, он остаётся в одиночестве своих чувств и реакций. Это — полное отсутствие доверия. «Доверяй, но проверяй», — говорит пословица, но это довольно сомнительная мудрость, потому что способность доверяться свойственна сильному и уверенному человеку, который долгое время выносил суждения о фактах, происходящих с ним. Неуверенный человек не доверяет даже собственной матери. Чем больше ты являешься человеком, тем больше твоя способность доверять, потому что ты улавливаешь достаточные для доверия основания.

Есть еще один момент, связанный с доверием, в этот раз из ККЦ. Катехизис Католической Церкви говорит: «Верным мирянам следует смотреть на средства коммуникации как на потенциальное мощное орудие солидарности: ‘Солидарность возникает как результат правдивых и честных сообщений и свободы обмена идеями, которые способствуют знакомству с другими людьми и возникновению уважения к ним’ (ККЦ,2495; КСУЦ,561). Так вот, без доверия нет никакой солидарности. Доверие рождает солидарность. Это именно то, к чему призвал Папа Франциск, проявляя доверие к журналистам, что может рождать настоящую солидарность, основанную на истинном суждении о новостях. Но, правда, должен признать: это может быть очень рискованно, естественно…

4. Фейковые новости

Четвёртый пункт я возьму из другого обращения Папы Франциска. В своём последнем Послании на Всемирный день социальных коммуникаций Папа Франциск констатировал, что эффективность фейковых новостей объясняется прежде всего их «миметической, маскировочной природой», то есть способностью выглядеть достоверными.

Сегодняшняя молодёжь естественно чувствует себя в цифровом мире. Цифровой век позволяет нам устанавливать связи, которые до этого невозможно было представить. Но в то же время он допускает распространение ложной информации, в том числе ложных мнений. Он даёт всё более широкую и доверчивую аудиторию множеству всё более многочисленных лжепророков, которые находят себе последователей в молодёжной среде и не только, но их учение не соответствует Евангельской вести, их проповедь сбивает с толку вместо того, чтобы объяснять, и само религиозное послание используется для того, чтобы разделять, а не объединять, подпитывать ненависть, а не братские чувства. Вот почему Компендиум социального учения Церкви предупреждает: «Нравственные обязанности есть не только у профессионалов, работающих в средствах социальной коммуникации, но и у потребителей информации. И это особенно верно сегодня для всё больше распространяющихся социальных сетей. В свете веры человеческую коммуникацию следует рассматривать как путь из Вавилона к Пятидесятнице, то есть, как стремление, личное и социальное, преодолеть коллапс коммуникации (ср. Быт 11,4-8), открываясь дару языков (ср. Деян 2,5-11) и общению, восстановленному силой Духа, Которого послал Сын» (КСУЦ, 562).

Фальшивые, но правдоподобные новости быстро привлекают внимание аудитории, а в социальных сетях получают такое число просмотров, что никакие официальные опровержения не в состоянии исправить нанесенный ущерб: это настоящий современный Вавилон. «Фейковые новости», — пишет Папа, — «делают нас жертвами обмана в ещё более трагических масштабах, чем всякое его отдельное проявление: обмана зла, использующего ложь за ложью для того, чтобы лишить нас свободы сердца». К тем, кто работает в области социальных коммуникаций, — говорится ещё в Компендиуме социального учения Церкви, — обращено мощное и ясное предупреждение святого Павла: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому, что мы члены друг другу. […] Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф 4, 25.29)» (КСУЦ, 562).

Фейковые новости становятся основой предвзятости, предвзятых суждений, которые нарастают над истиной факта, как грибок на коже: он поражает кожу, меняет её свойства, хотя сразу ты этого можешь и не замечать. Предвзятость, фейковые новости блокируют совесть, сердце, то есть препятствуют вынесению истинного суждения о фактах. Поэтому необходим важный, хотя и очень простой процесс — процесс самоотречения, о котором говорит Евангелие. Когда Евангелие говорит о самоотречении (ср. Мф 16,24-25), то не притязает на отрешение от самих себя в буквальном смысле, естественно. Речь идёт о таком поведении, когда свобода размышляет сама над собой и господствует собою так, чтобы использовать свою энергию соответственно цели: найти истину новости, истину факта. И здесь необходима аскеза, как я уже говорил раньше, потому что вам/нам нужно всё время преодолевать нарост, образуемый этими фейковыми новостями, этими предрассудками.

Что может заставить вас/нас совершать эту аскезу? Папа Франциск говорит, что фейковые новости делают нас жертвами обмана, лишают нас свободы сердца. Итак, нам необходима подлинная, настоящая любовь к себе, к нашему сердцу, к нашей судьбе, и это не просто громкие слова. Любовь к себе как любовь к своему призванию, любовь к себе как любовь к истине своей жизни, любовь к себе как любовь к Христу. Если правда, как я говорил сегодня на проповеди, что Царство Божие уже внутри вас. Парафразируя социальное учение Церкви, мы могли бы сказать, что служение человеку и истине для построения человеческого сообщества, основанного на солидарности, справедливости и любви, и распространение истины о человеческой жизни и о её окончательном исполнении в Боге — главные этические требования к христианам, работающим в сфере социальной коммуникации (ср. КСУЦ, 562).

Спасибо за внимание!

Источник: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна