В Москве проходит Всероссийская встреча монашествующих
6 сентября в Москве начала работу Всероссийская встреча монашествующих по случаю Юбилейного года Милосердия и 25-летия восстановления структур Католической Церкви в России. На нее cобралось около семидесяти братьев и сестер из всех российских епархий. Организатор встречи — СORSUM (Конференция старших настоятелей и настоятельниц институтов посвященной жизни в России).
Первый же день был насыщен событиями и активной работой. Начав его с совместной молитвы, призывая Святого Духа, монашествующие собрались в Большом Зале курии на территории кафедрального собора, где их приветствовали президент CORSUM о. Николай Дубинин, OFMConv, вицепрезидент с. Божена Кондрусик, FMM и генеральный викарий Архиепархии Божией Матери монсеньор Сергей Тимашов. Последний подчеркнул, что в России наблюдается особо тесное взаимодействие между епархиальными структурами и обществами посвященной жизни, и выразил радость от возможности разделить вместе жизнь и молитву в эти дни.
Отец Николай Дубинин рассказал о событиях, к которым приурочена эта встреча, и зачитал приветствия от советника Апостольской Нунциатуры Его Высокопреподобия Монсеньора Анджея Юзвовича и ординария Епархии св. Климента в Саратове епископа Клеменса Пиккеля. Также он передал заверения в духовном присутствии от представителей благотворительного фонда «Реновабис», который обеспечил финансовую поддержу этой встречи.
Организационная встреча продолжилась Святой Мессой в кафедральном соборе под предстоятельством о. Николая Дубинина. В проповеди он призвал собравшихся вновь задуматься над даром полученного от Бога призвания: «Каждый крещаемый получает дар христианского призвания, но есть также особое призвание — оставить всё и следовать за Христом, как Он призывает апостолов в сегодняшнем Евангелии». Также о. Николай подчеркнул, что призвание никогда не абстрактно, и также, как мы призваны служить Богу в конкретной общине, мы призваны служить и в конкретном месте: «Мы должны возблагодарить Господа за то, что Он собрал нас на этой земле и сделал нас свидетелями и участниками её духовного возрождения». В завершении проповеди он пожелал участникам встречи «видеть красоту дела спасения, которое происходит здесь и сейчас», и призвал «наполнить сердца благодарностью и выразить её в совместной молитве».
Также в первый день форума прозвучал доклад специального гостя, отца Вильгельма Спирито OFMConv. Он приехал из Ассизи в качестве духовного организатора встречи.
Начиная свой доклад (под названием «В огне неопалимой купины: основы духовности посвященной жизни»), он сразу уточнил, что «наше желание — научиться смотреть глазами Христа», и он надеется, что эта совместная работа станет местом встречи с Господом и отдыха в Нём.
Первая часть доклада была посвящена осмыслению истории сотворения, грехопадения и спасения человека. В простой и понятной схеме отец Вильгельм отобразил всю суть богословской традиции: историю того, как человек уходит от Бога, и как Христос возвращает его обратно. Однако речь идёт не просто об историческом событии, «каждый из нас — участник этой истории», — говорит о. Вильгельм. Ветхий человек умирает в водах Крещения и новый человек воскресает вместе со Христом. После Крещения мы призваны прекратить бегство от Бога и начать восхождение к Нему со Христом. Однако же, очень часто и после Крещения человек продолжает жить как ветхий Адам, руководствуясь лишь инстинктами. Почему так происходит? Потому что ветхий и новый человек непрерывно борются в нас, — говорит о. Вильгельм. И мы призваны снова и снова открывать для себя вкус жизни со Христом, пред лицом Бога, вкус бескорыстной любви — только там мы можем передать этот вкус другим людям.
Во второй части доклада отец Вильгельм призвал участников обратить взгляд на человека, который сотворен по образу и подобию Божию, а значит, наша задача — вернуть себе лик Сына, который изначально запечатлен в нас, и который мы потеряли в следствие грехопадения.
Отец Вильгельм сосредоточился на устройстве человека в понимании апостола Павла, который уходит от господствующей античной традиции, представлявшей человека как сочетание (или же, наоборот, противостояние) души и тела, и выделяет не две, а три составляющих: дух, душу и тело. При этом дух является тем самым сокровенные местом в человеке, где именно и происходит его встреча с Богом; душе принадлежит сфера мыслей, идей и идеалов; телу — сфера чувств и чувственного познания. На очередной схеме о. Вильгельм показал, как дух в человеке оказывается отгорожен непроходимой стеной от души и от тела в результате первородного греха. И так, потеряв источник «живой воды» внутри себя самого, человек вынужден собирать крохи вовне, и, в конце концов, подменяет сферу духовную сферой психической. «Великие идеи не делают человека духовным», — предостерегает о. Вильгельм. — «Потому что они остаются узниками психики. Человек может придумать себе духовную жизнь, но если дух отделен от души (психической жизни) и тела (чувственной жизни), то «краны закрыты», и человек ни сам не может напиться, ни утолить жажду других. Духовная жизнь начинается тогда, когда разрушается стена, ограждающая наш дух в результате первородного греха. Эта стена начинает разрушаться в водах Крещения. Когда стена разрушена, живая вода наполняет собой всё: и мир наших мыслей, и мир наших чувств».
После доклада участникам встречи было представлено время для вопросов. Большинство из них было направлено на осмысление того, как реализовать приведенную во втором докладе схему как в собственной духовной жизни, так и в пастырской практике.
Первый день встречи завершился совместной молитвой вечерни и ужином, дающим участникам возможность углубить все полученные в этот день знания в личном общении друг с другом.
По материалам Радио Ватикана и сайта CORSUM
Фото ТВ КАНА