Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень» в 10-е Рядовое воскресенье. 10 июня 2018 г., площадь Св. Петра

Слово Папы Франциска перед молитвой «Ангел Господень» в 10-е Рядовое воскресенье. 10 июня 2018 г., площадь Св. Петра

Дорогие братья и сестры, здравствуйте!

Евангелие этого воскресенья (Мк 3,20-35) иллюстрирует два типа непонимания, с которым Иисус должен был иметь дело: непонимания как со стороны книжников, так и со стороны членов собственной семьи. Вот первая разновидность непонимания. Книжники – это люди, отличающиеся познаниями в Священном Писании и призванные объяснять его народу. Некоторых из них специально прислали из Иерусалима в Галилею, где начала шириться слава Иисуса, чтобы дискредитировать Его в глазах людей. Распространение слухов, диффамация, злоупотребления властью – всё это очень плохие вещи. И их прислали, чтобы как раз этим заниматься. Книжники приехали, вооружившись четким и страшным обвинением. Они не стесняются в средствах, идут до конца, а потому заявляют: «Он имеет [в] [Себе] веельзевула и изгоняет бесов силою бесовского князя» (Мк 3,22). Другими словами, они утверждают, что Иисус – бесноватый, что Он во власти дьявола. Иисус исцелял многих больных, а Его противникам хотелось верить в то, что Он делал это не Духом Божиим, но дьявольским духом. Иисус дает критикам сильный и ясный ответ: книжники, вероятно не сознавая того, впадают в куда более серьезный грех. Они отрицают Любовь Божию, присутствующую и действующую в Личности Иисуса, богохульствуют против нее. Это богохульство и грех против Святого Духа – единственный непрощаемый грех, и это потому, что данный грех обусловлен недопущением в свое сердце Божия милосердия, действующего в Иисусе.

Эта сцена содержит адресованное всем нам без исключения предупреждение. Вполне может случиться так, что приступ зависти по отношению к доброте и добрым делам другого человека может подтолкнуть нас к ложным обвинениям в его адрес. Здесь мы имеем дело со смертоносным ядом: злобой, с которой умышленным образом уничтожается чья-то хорошая репутация. Да избавит нас Господь от этого страшного искушения! Если мы, испытывая свою совесть, обнаружим эти проросшие внутри нас отвратительные сорняки, тут же поспешим в исповедальню, чтобы там приступить к Таинству покаяния и успеть сделать это прежде, чем всё это вполне разовьется и выявит все свои мерзкие и уже необратимые последствия. Будьте максимально осторожны, ибо подобные вещи способны разрушить семью, отношения с друзьями, больше того, они могут разрушить конкретную общину и даже общество в целом.

В сегодняшнем Евангелии повествуется и о другой форме непонимания – непонимания Иисуса со стороны Его ближайших родственников. Поводом для беспокойства стал Его новый образ жизни странствующего проповедника, который казался им неразумным (Мк 3,21). И в самом деле, Христос являл Себя максимально доступным людям, прежде всего, больным и грешникам, причем до такой степени, что не оставалось времени даже на вкушение пищи. Таким был Иисус: для Него прежде всего существует народ, Он служит народу, Он помогает людям, научает людей, исцеляет их. Он живет для людей. У Него даже нет времени, чтобы покушать. Его родичи намеревались возвратиться в Назарет вместе с Ним. Они появились в городе, в котором Иисус проповедовал, и послали позвать Его. И Ему сказали: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя» (Мк 3,32). А Иисус ответил: «Кто матерь Моя и братья Мои?» И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк 3,33-35). Иисус формирует новую семью – не на основе кровных уз, а на основе веры в Него, в Его любовь, в которой мы приняты, в которой объединены друг с другом – в Святом Духе. Все, кто принимает слова Иисуса, являются сынами Божьими, а между собой – братьями. Принятие слов Иисуса делает нас друг другу братьями. В то время как сплетни уничтожают доброе имя другого человека, а нас превращают в семью дьявола.

Ответ Иисуса не подразумевает Его неуважительного отношения к Матери и родичам. Напротив, это высшая степень признательности по отношению к Марии – ибо именно Она является Его идеальной ученицей, всю себя подчинившей воле Божией. Так пусть же Дева Мария поможет нам всегда и везде жить в единстве с Иисусом, признавая деяния Святого Духа, действующего во Христе и в Церкви, возводящего мир к новой жизни.

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна