Папа: католическое образование должно быть инклюзивным

Папа: католическое образование должно быть инклюзивным

должно быть всегда инклюзивным, и в католических школах неприемлем прозелитизм: об этом заявил на участникам всемирного конгресса, организованного Конгрегацией католического образования. Святейший Отец ответил на несколько вопросов и подчеркнул, что учителя получают низкую зарплату, но исполняют миссию, незаменимую для человечества. Папа также предостерег от избирательности в образовании, отделяющей богатых от бедных.

Во время аудиенции прозвучали свидетельства из разных уголков планеты о том, как стремится продвигать человеческое достоинство, и культуру посредством образовательных учреждений. Папу спросили, как должна позиционировать себя Церковь в контекстах, где католики составляют меньшинство.

«Во-первых, христианское не означает лишь катехизацию. Это не прозелитизм: никогда не занимайтесь прозелитизмом в школах! Воспитывать по-христиански значит руководить детьми в духе человеческих ценностей во всей их реальности, в том числе и трансцендентной».

Папа отметил тенденцию к неопозитивизму, то есть воспитанию в духе имманентных ценностей, причем это относится сегодня как к нехристианским странам, так и к странам с христианской традицией. По мнению Папы, им не хватает трансцендентности:

«Я думаю, что самый большой кризис воспитания с христианской точки зрения – это закрытость для трансцендентности… Необходимо подготавливать сердца к тому, чтобы Господь явил Себя, — но подготавливать всецело, то есть во всех аспектах человечности, включающей также трансцендентность. Воспитывать по-человечески, но с открытыми горизонтами. В воспитании не нужна никакая закрытость».

Затем Папа ответил на вопрос о связи между школой и семьей, подчеркнув, что образование сегодня стало слишком избирательным, как будто на него имеют право только состоятельные народы:

«Это приводит к избирательности среди людей. Вместо того чтобы сближать народы, она отдаляет их друг от друга; отдаляет богатых от бедных, одну культуру от другой. То же самое происходит и в малом: разорвано единое воспитательное пространство между семьей и школой, и нужно начинать с начала».

Это же пространство нарушено и между семьей и государством, добавил Святейший Отец, заметив, что учителя являются одной из самых низкооплачиваемых категорий. Это значит, что государство не заинтересовано в образовании. Здесь «нужно искать новые пути», сказал Папа, обращаясь к работникам католических образовательных структур. В свое время дон Боско сумел ответить на кризис образования в его эпоху. Папа призвал «рискнуть, осуществляя неформальное воспитание», поскольку наследие позитивизма привело к обеднению педагогики. Необходимо разработать новые воспитательные модели, основанные на трех языках: языке ума, языке сердца и языке рук. Ребенка следует обучать тому, чтобы он думал так, как чувствует, чувствовал то, что думает и делал то, что думает и чувствует. По мнению Папы, единое воспитательное пространство было нарушено из-за избирательности, которая исключает тех, у кого нет денег на оплату хорошей школы или университета.

Папу спросили о вызовах, стоящих перед педагогами в эпоху того, что он называет третьей мировой войной по частям. Папа ответил, что прежде всего необходимо отправиться на окраины, где больше всего израненной молодежи, перенесшей опыт «выживания».

«Речь идет не о том, чтобы заниматься там благотворительностью, научить их читать или накормить: нет. Все это необходимо, но временно. Это – первый шаг. Перед вами стоит задача отправиться туда, чтобы они смогли возрастать в человечности, в мудрости, в ценностях и в привычках, позволяющих им развиваться». 

Папа еще раз призвал работников образования преодолеть избирательность и последовать примеру дона Боско.
Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна