Один год с Папой Франциском

Ровно год назад, 13 марта, на Апостольский Престол был избран кардинал Хорхе Марио Бергольо. Так начинался понтификат 265-го Преемника Святого Петра Папы Франциска, спустя один месяц после исторического отречения Папы Бенедикта XVI. Вернёмся в памяти к некоторым ключевым этапам этого необыкновенного года, времени милосердия.
Яркий и насыщенный понтификат Папы Франциска начался с самого распространённого приветствия.

«Братья и сестры, добрый вечер! Мы начинаем этот путь, мы, епископ и народ, — путь Римской Церкви, которая первенствует в любви среди всех Церквей. Путь братства и любви, взаимного доверия. Будем молиться друг за друга. Помолимся обо всем мире, чтобы было в нём великое братство. Желаю вам, чтобы этот путь Церкви, который мы начинаем сегодня, — и мне поможет мой кардинал-викарий, который находится здесь, — чтобы он был плодотворен для евангелизации этого города, такого прекрасного. А теперь я хочу преподать вам благословение. Но сначала попрошу у вас об одной милости. Перед тем как епископ благословит народ, я прошу вас молиться Господу, дабы Он благословил меня. Молитва народа о благословении для своего епископа. Помолимся в безмолвии, помолитесь вы обо мне».

Революция Хорхе Марио Бергольо стала возвращением к евангельской простоте, смирению и нормальности, которые удивляют и даже шокируют. Первые жесты нового Папы, — первого с именем Ассизского Бедняка, первого иезуита и латиноамериканца, — нарушают привычные схемы: новоизбранный Папа прежде всего просит благословения у своего народа. «Епископ и народ» — это становится программным направлением Папы Франциска. Новоизбранный Епископ Рима думает о Церкви, которая «движется, созидает и исповедует», — как он сам отметил на следующий день после избрания, во время первой Папской Мессы в Сикстинской капелле. Он мечтает о «Церкви бедных», о чём сразу же заявляет 16 марта на встрече с журналистами в Зале Павла VI, вспоминая при этом, что на конклаве рядом с ним сидел кард. Хуммес. Когда Бергольо собрал необходимое для избрания Папой число голосов, то под аплодисменты остальных собратьев кард. Хуммес подошел к новому Папе и шепнул: «Не забывай о бедных!»

«Это слово вошло сюда: бедные, бедные… Потом, в связи с бедными, я сразу же вспомнил Франциска Ассизского.
А пока шёл подсчет голосов, я подумал о войнах. Франциск – человек мира. Вот так и вошло это имя в мое сердце: Франциск Ассизский. Человек бедности, человек мира, человек, любящий и охраняющий Творение. В этот момент у нас с Творением не очень-то хорошие отношения, ведь правда? … Ах, как бы я хотел, чтобы Церковь была бедной и для бедных!»

В духе Франциска Ассизского Папа сразу же поселяется в Доме Святой Марфы, отказывается от множества привилегий и почестей, воплощая в жизнь своё утверждение, что «подлинная власть — это служение». Во время исторического визита в Ассизи с силой звучит его предостережение от «духовного обмирщения»??, которое приводит к идолопоклонству. Чтобы избежать этого соблазна, мы должны открыть наши сердца отцовской любви Бога. Именно теме милосердия, запечатлённой также в его епископском девизе «Miserando atque eligendo» – «Посмотрев на него с любовью, избрал его», Папа Бергольо посвящает свой первый Angelus 17 марта на переполненной площади Святого Петра:

«Бог никогда не устает прощать нас, но мы порой устаем просить прощения. Давайте никогда, никогда не уставать делать это! Он – любящий Отец, Который всегда прощает, Который имеет милосердное сердце для всех нас. И мы должны учиться быть милосердными со всеми».

В Великий Четверг это послание милосердия Святейший Отец лично приносит молодым узникам римской тюрьмы Казаль дель Мармо. Милосердие Божие преображает нас и дарует нам надежду, которая сильнее ошибок, совершённых на жизненном пути.
27 марта, обращаясь к молодёжи в Вербное Воскресенье, Папа призывает:

«Пожалуйста, не позволяйте похитить у вас надежду! Не позволяйте никому украсть у вас надежду! Её нам даровал Иисус».

Надежда возвещается с улыбкой. Невозможно, по словам Папы Франциска, «христианину быть грустным, с похоронным лицом». Так же немыслимо Евангелие, замкнутое во дворах собственных общин. Необходимо выходить на экзистенциальные окраины — туда, «где много страданий». Не случайно первые приходы, которые посетил новый Епископ Рима, расположены на перифериях итальянской столицы. Папа уверен, что все крещёные призваны быть «учениками и миссионерами»:

«Для того, чтобы следовать за Христом, сопровождать Христа, оставаться с Ним, требуется ‘выйти’.
Выйти из самих себя, из формы переживания своей веры с усталостью и по привычке, из искушения замкнуться в собственных схемах, которые приводят к тому, что горизонт творческого деяния Бога перед нами закрывается» (Общая аудиенция 27 марта 2013 г.).

Творческое и поразительное деяние Бога. повторяет за Игнатием Лойолой: «Deus semper maior», «Бог из сюрпризов».
В глубине это утверждения – ставшее неожиданностью для всех отречение Папы Бенедикта XVI, которое открыло путь к неожиданному избранию Папы Франциска. Сразу же после конклава многих беспокоила мысль о «сосуществовании двух Римских Пап», — исключительного события в истории Церкви. Однако эти опасения были развеяны после исторического объятия между двумя преемниками Святого Петра 23 марта в Кастель Гандольфо. «Мы – братья», сказали они друг другу, прежде чем отправиться в часовню на молитву. Это стало началом беспрецедентных отношений, сделавших понтификат ещё более ярким и подарившим жизнь первой энциклике Папы Франциска «Lumen Fidei», начатой его предшественником. В ней Папа подчёркивает, что епископы должны быть пастырями, а не бюрократами. К ним Святейший Отец обращается с просьбой иметь мужество в борьбе за доверенный им народ. Пастырь, подчёркивает Папа Франциск, должен находиться не только во главе своей паствы, но и посреди овец и позади них, чтобы никто не потерялся. Всё это относится и к Папе, и к епископам, и к священникам:

«Я прошу вас быть пастырями с запахом овец, пастырями посреди своей паствы, ловцами человеков». (Св. Месса освящения мира и благословения елея в Великий Четверг в ватиканской базилике Святого Петра, 28 марта 2013 г.)

Чтобы стать ловцами человеков, нужно сняться с якоря и бесстрашно отплыть от берега. «Часто, — предупреждает Папа в своём первом апостольском обращении ‘Evangelii Gaudium’, — мы выступаем в роли контролёров благодати, а не в качестве посредников. Но Церковь – это не таможня, а отеческий дом, где есть место для всех, обременённых жизнью». У Церкви Папы Франциска — открытые двери. И не только для того, чтобы люди могли войти, но и для того, чтобы Иисус мог выйти навстречу людям нашего времени:

«Закрытая дверь! Разве это рвение: прочь от Господа, не открывай двери! Когда мы ведем себя точно так же, идем по этому пути, мы не делаем добро людям, Народу Божию. Иисус установил семь Таинств, а мы своим поведением устанавливаем восьмое: таинство пастырского таможенного досмотра!» ( Месса в Доме Святой Марфы, 25 мая).

Слова Папы Франциска, простые и глубокие, вдохновляются непосредственно повседневной жизнью и поэтому трогают людей, и не только церковных. Еще больший эффект производят его поступки: Папа Бергольо сам показывает пример того, что он называет «культурой встречи». Он обнимает больных, не отказывается сфотографироваться вместе с группой молодежи, с благодарностью принимает чашечку кофе в бразильских фавелах. В представлении Папы Франциска Церковь – это «полевой госпиталь», как он сказал в интервью журналу «La Civilta’ Cattolica». Её миссия – врачевать раны нашего мира. Это выражение – «полевой госпиталь» — ассоциируется с его первым апостольским визитом на остров Лампедузу, пристань надежд, но чаще – страданий и смерти. Там, перед отчаявшимися лицами мигрантов, Папа Франциск произносит сильные слова, вопрошая человеческую совесть:

«Кто плакал о смерти этих братьев и сестер? Кто плакал о тех, кто был в лодке? О молодых мамах с детьми? О мужчинах, стремившихся что-то сделать для своей семьи? Мы – общество, которое позабыло о слезах, о сострадании: глобализация безразличия отняла у нас способность плакать!»

Эту способность плакать сам Папа не утратил, в чём можно было убедиться и во время его поездки в Кальяри, где Папа встречался с безработными. Он действительно взволнован свидетельством тех, кто потерял работу. Папа откладывает в сторону подготовленный текст и от всего сердца сочувствует этим людям. «Без работы, — говорит Папа, — нет достоинства»:

«“Работы”, “Работы”, “Работы”: это мольба, это необходимая молитва. Работа означает достоинство, работа означает возможность принести домой хлеб, работа означает любовь! Чтобы защитить экономическую идолопоклонническую систему, устанавливается “культура отходов”: в отходы идут старики и молодые. И мы должны сказать “нет” этой “культуре отходов”».

Старики и молодые: Папа часто ставит акцент на солидарности между поколениями. Он говорил об этом на Всемирном Дне Молодежи в Рио-де-Жанейро, на празднике веры, который преобразил побережье Копакабаны в гигантскую Иерусалимскую горницу под открытым небом, где собрались более 3 миллионов молодых людей со всего мира. «Папа рассчитывает на вас», — заверяет Франциск и просит молодежь идти против течения. Папа использует сильную метафору: «Иисус даёт нечто большее, чем кубок мира!» В Бразилии Его Святейшество также поражает всех своей простотой и непосредственностью. Всем запомнился образ Папы, который поднимается по трапу самолета со своим портфелем. На вопросы он отвечает с обезоруживающей искренностью:

«Не было там ключа от атомной бомбы! Я его взял потому, что всегда так делаю. А что там внутри? Бритва, бревиарий, ежедневник и книжка – я взял с собой книжку про святую Терезу Младенца Иисуса, которую очень почитаю. Я всегда беру с собой портфель в поездку – это ведь нормально!»

Такая «нормальность» нередко озадачивает журналистов, которым Папа Франциск отвечает без обиняков на самые щекотливые вопросы, начиная от гей-лобби и заканчивая причащением разведенных. Он рассказывает и о реформе Римской Курии, которая находится в числе приоритетов Святейшего Отца. С этой целью Папа учреждает Совет из 8 кардиналов, представляющих пять континентов. Но самая первая реформа, которой жаждет Папа Франциск, — это «обращение сердца». День за днём эта реформа проводится на утренних Мессах в Доме Святой Марфы, которые практически сразу начинает транслировать Радио Ватикана. Проповеди Папы Франциска, – иногда мягкие, иногда острые, как лезвие, — становятся нитями в клубке, из которого Епископ Рима сплетает свою пастырскую работу. «Стиль Святой Марфы» не замыкается в стенах часовни «дома Папы». На общих аудиенциях и других встречах он всегда вовлекает собеседников. Катехизические наставления также приобретают форму диалога с верующими:

«“Разреши”, “прости”, “спасибо”: если в семье звучат эти три слова, она остается семьей. “Разреши”, “прости меня”, “спасибо”. Сколько раз мы говорим «спасибо» в семье? Сколько раз мы говорим «спасибо» тем, кто помогает нам, тем, кто нам близок, кто идет с нами по жизни рядом? Мы часто принимаем все как должное! Это происходит также в наших отношениях с Богом».

Папа Франциск становится рупором самых последних и часто осуждает нарушения прав человека, такие как торговля людьми, «новая форма рабства». Папа созывает Молитвенное бдение о прекращении конфликта в Сирии, и к нему присоединяются даже люди иной веры и неверующие. В апостольском обращении «Evangelii gaudium» Папа Франциск обличает зло, порождающее насилие. «Деньги, — говорит он, — должны служить, а не господствовать», — иначе жизнь людей теряет свою ценность:

«Достаточно подумать о голодающих детях из лагерей беженцев, только об этом: таковы плоды войны! И здесь можно ещё вспомнить о грандиозных салонах, о празднествах господ из индустрии вооружений, производителей оружия». «С одной стороны больной и голодный ребёнок в лагере беженцев, с другой – званые праздники и довольная жизнь производителей оружия».

Но Папа осуждает и другие виды оружия, такие как сплетни. Они тоже могут убивать, разделять и ранить. Это предупреждение Святейший Отец обращает и к 19 новым кардиналам, возведенным в сан на первой консистории этого понтификата в феврале.

«Входящий в Римскую Церковь кардинал не попадает к некоему двору. Сторонитесь и помогайте друг другу избегать привычек и поведения двора, то есть интриг, сплетен, сговоров, фаворитизма, личных предпочтений. Пусть наш язык будет языком Евангелия: ‘да, да; нет, нет’, пусть наши поступки соответствуют Заповедям блаженства, а наш путь станет дорогой святости».

Первые 12 месяцев понтификата Папы Бергольо отмечены необычайной популярностью во всем мире, даже в кругах, далёких от Церкви. Его аккаунт на «Твиттере» насчитывает более 12 миллионов подписчиков. Папа «завоевывает» Интернет, а «Тайм» называет его «человеком года». Но когда на площади Святого Петра верующие начинают скандировать его имя, он отвечает: «Не Франциск, а Иисус!».
Папе Франциску особенно дорога тема семьи. На встрече с молодыми парами, готовящимися к браку, Св. Отец приглашает их испрашивать у Господа «повседневной любви» и уверовать в красоту выбора «на всю жизнь». Этой же теме Папа посвящает внеочередную консисторию в преддверии Синода, который состоится в октябре этого года. И здесь Папа возливает елей Доброго Самаряина на раны тех, кто по какой-либо причине испытал крах в любви и браке:

«Мы должны чувствовать боль их поражения и сопровождать их. Не осуждать, но идти вместе с ними, не создавая казуистики из их ситуации».

«Милосердие, — сказал однажды кардинал Бергольо, — это имя нашего Бога». Это имя сегодня весь мир может услышать из уст Папы Франциска.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна