«Евхаристия – тайна милосердия Божия». Проповедь архиепископа Павла Пецци на святой Мессе открытия Всероссийского евхаристического конгресса в Новосибирске, 5 июня 2015

«Евхаристия – тайна милосердия Божия». Проповедь архиепископа Павла Пецци на святой Мессе открытия Всероссийского евхаристического конгресса в Новосибирске, 5 июня 2015

История Товита и его сына Товии, о которых мы слышали в первом чтении, – одна из самых нежных историй Ветхого Завета. Может быть, не все вы читали эту небольшую книгу Библии. Если у вас будет время, советую вам прочитать ее: всего лишь 20 страниц, не больше. И на каждой ее странице вы можете найти нежность и милосердие Бога, которые воплощаются в человеческой истории, пронизывают собой всю историю. Там рассказывается, что этот человек, Товит, полностью доверяется Богу – и он доверяет Ему не только себя, но через самого себя также и своих близких, и весь народ. Народ, который терпит в то время тяжкое поражение, который находится в плену, на чужбине, вдали от своей родины. Однако Товит воспринимает все это как благодать, как милосердие. И он произносит прекрасную молитву, которую мы до сих пор повторяем, когда читаем литургию часов, бревиарий. И особенно в диалоге Товита с сыном и женой проявляется это доверие, эта полная отдача себя Богу. На чем основана эта полная отдача себя Богу? Она основана на подлинном познании Бога. Товит знает Бога по-настоящему. Как сказал некогда Иов: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (ср. 42,5). Раньше знал о Тебе только то, что кто-то другой говорил мне о Тебе, но теперь я сам вижу Тебя, теперь я знаю Тебя на основе своего человеческого опыта.

И что это значит – знать Бога? Это значит войти в тайну милосердия – «Бог милосердный и долготерпеливый» (ср. Исх 34,6) – войти в ту тайну милосердия и терпения, которая выражает весь горизонт отношений Бога с нами. Вот почему, даже осознавая свой грех, Давид может сказать, что он не теряет отношений с Богом, он может, как он говорит, наслаждаться милосердием Бога. Вот к чему нас призывает этот Конгресс. Он призывает прийти и наслаждаться отношениями с Богом, вершиной которых является , чтобы в этом таинстве мы обрели смысл для нашего страдания, не теряя покоя и радости.

Сегодня в Евангелии Иисус говорит слова, которые могут показаться странными, потому что это была бесконечно глубокая попытка передать тем людям, которые его слушали, кем является Бог. И как раз в этих двух фразах Иисус хочет передать им, что Бог является Троицей. Оставаясь Единым, Он является Триединым, потому что Он – источник всего, Он сам есть бытие, и это бытие является любовью. Внутренним динамизмом этого бытия является любовь. И вот Иисус говорит этим людям: смотрите на меня, потому что во Мне вы видите Триединого Бога. Но как мы знаем, эти люди не приняли его язык. Как они скажут в другом месте: «какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин 6,60). Кто может понимать Твой язык, он непонятен для нас? Но о чем Он говорит им? Он говорит о таинстве Евхаристии.

Язык Христа – это язык таинства. И особенно в таинстве Евхаристии, в таинстве передачи Своего Тела, своей Крови, Иисус передает нам милосердие Божие. Евхаристия, – как говорит папа Франциск, – это не таинство для некоторых «правильных», это не таинство для тех, кто считает себя без греха, это не «элитное» таинство, нет. Это таинство для всех верующих, в том числе для грешников. Потому что грешник, когда он сознает свой грех, именно в Евхаристии находит то глубокое милосердие, которое сопровождает его.

Сегодня мы вспоминаем святого Бонифация, и во вступительном слове владыка Иосиф упомянул свидетельство мучеников. Благодаря этому свидетельству мы с вами имеем возможность сбраться здесь сегодня. И сегодняшние мученики передают нам то же самое: что милосердие Божие – это самое высокое и в то же время самое глубокое – не просто слово, но и выражение самого Бога. Именно ради этого милосердия, благодаря ему мы можем обнимать того, кто не любит нас, того, кто не принимает наше свидетельство, того, кто нас убивает.

Меня всегда поражает, когда я читаю и слышу свидетельства мучеников всей истории, и особенно этих наших последних мучеников. В Ираке, в Ниневии, то есть именно там, куда были сосланы евреи, о которых мы читали сегодня, или в Египте – они, как говорят, умирают с улыбкой Христа на устах, и в их глазах видна не ненависть, но милосердие, прощение. В них становится видимым то, что мы вкушаем в евхаристии: возможность возрождения, а не смерти. Вот в чем мы призваны участвовать. И участвуя, передавать – передавать другим людям, которые ждут всего этого, которые не знают Христа, но которые ожидают Его, потому что не могут жить по-другому. Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна