Сегодня восточные христиане празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Сегодня восточные христиане празднуют Введение во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря  и православные христиане (у которых действует Юлианский календарь) отмечают один из главных праздников восточной церковной традиции — .


Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, – говорил блаженный Иероним, – как проводила время юности Пресвятая Дева, – я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Основой для этого праздника послужили события, описанные в Протоевангелии Иакова (вторая половина II века) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти книги не входили в состав Священного Писания, однако были любимым чтением христиан и основывались на древних устных церковных преданиях.

Как описано в Протоевангелии Иакова, Дева Мария была долгожданным и любимым ребенком у своих родителей Иоакима и Анны. Господь послал Ее им, когда они были уже пожилыми и не надеялись иметь детей. В благодарность они обещали посвятить свое Дитя Богу.

Когда Марии исполнилось три года, родители повели Ее в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить свое обещание. Их сопровождали девочки и девушки с зажженными светильниками. У порога храма процессию встретил первосвященник Захария, отец пророка Иоанна Крестителя. В храм вели 15 высоких ступеней, по которым мог подняться только взрослый человек. Но как только Марию поставили на первую из них, девочка, укрепляемая силой Божией, быстро взбежала вверх.

Захария ввел Ее в Святая Святых — место, куда дозволялось входить только священнику и только раз в год. Подобное деяние было неслыханным нарушением религиозных правил, но Захария сделал это по внушению Святого Духа: Дева Мария, которой предстояло родить Бога, сама была столь же свята, как и то место, куда Ее привели. После этого Мария до 12-14 лет воспитывалась при храме. Затем ей выбрали названного супруга, которым стал Иосиф Обручник.

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

(Тропарь праздника)

Библеисты и богословы спорят о том, нужно ли понимать повествование о Введении во храм Пресвятой Богородицы буквально или же символически. Вероятнее всего, автор Протоевангелия умышленно дополнил свое повествование подробностями, которые не обладали исторической достоверностью, однако были призваны подчеркнуть непорочность Девы Марии, Ее преданность Богу, высоту Ее служения, а также превознести святость безбрачия ради Христа.

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — это наиболее поздний двунадесятый праздник, он существует с VI века. Некоторые исследователи связывают его появление с возведением в Иерусалиме церкви во имя Пресвятой Богородицы в 543 году при императоре Юстиниане. Император построил новую церковь на месте разрушенного Иерусалимского Храма и установил этот праздник. Но такая версия является лишь гипотезой, не имеющей никаких документальных подтверждений.

Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Упоминание об этом празднике есть и у святителя Григория Нисского.

В VIII веке проповеди в день Введения произносили Константинопольские патриархи Герман и Тарасий.

Однако в число двунадесятых (главных) праздников Восточной Церкви Введение во Храм вошло только в XIV веке.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

В храмах в честь этого праздника совершается торжественное богослужение: накануне — Всенощное бдение (долгая вечерняя служба, объединяющая Вечерню, Утреню и Первый час), в день праздника — Божественная Литургия.

 

По материалам pravmir.ru и rublev.com

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна