Веротерпимость

К великому сожалению, мы, христиане, верующие во Иисуса Христа, не по велению свыше, а по грехам нашим оказались разобщёнными, нередко непримиримо, а подчас и враждебно, относящимися друг к другу, высокомерно настроенными к инаковерующим. Как же в таком случае можно говорить о любви к Богу, к ближним, если в сердцах наших презрение и высокомерное отношение к инаковерующим христианам? В некоторых случаях эта враждебность доходит до открытой вражды. А если обратиться к истории, то можно вспомнить инквизицию на Западе, а у нас на Руси жестокое преследование приверженцев старой веры – старообрядцев. Мне хочется здесь привести мудрые слова русского святого Иоанна Кронштадтского.

«Злобы, как огня, бойся. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближнего; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как “любовию всё терпящею”, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какой бы она ни прикрывалась благовидностью» (Моя жизнь во Христе, Ницца, 1928, стр. 9-10).

Наша межконфессиональная разобщённость подчас приводит к тому, что мы забываем, что мы – прежде всего христиане, а потом уже православные, католики или лютеране. Христианин же должен быть терпим, благожелателен к своим братьям во Христе, принадлежащим к иной, чем он, конфессии. Есть в русском языке хорошее слово – веротерпимость. Есть два возможных понимания этого слова: первое – я не признаю истинности иных конфессий, но я терплю их, не преследую инаковерующих. Другой же более высокий смысл: я не возношусь, не презираю инаковерующих, я смиренно, с любовью отношусь к ним, готов к диалогу, сотрудничеству, я стремлюсь увидеть в другой конфессии не только то, с чем я не согласен, но в первую очередь то, что объединяет, сближает нас.

Но веротерпимость должна иметь определённый предел, при отсутствии которого она превращается в безразличие, беспринципность. Веротерпимость вовсе не предполагает отказа от своих убеждений. Напротив, твёрдо придерживаясь своей конфессии, мы должны быть готовы понять инаковерующих, стремиться найти прежде всего то, что нас объединяет, увидеть ценное, полезное в богословских трудах, в церковной жизни. Можно привести такой пример: в католических странах Западной Европы, особенно после II-го Ватиканского собора, явно усилился интерес к православию, его богословию, богослужению.

Но, повторюсь, веротерпимость имеет свой предел или порог, он не у всех одинаков и зависит от многих причин. Порог веротерпимости там, где кончается то общее, что объединяет людей разной веры. Само собой разумеется, что никакого порога веротерпимости не может быть между христианами и приверженцами культа сатаны.

К.А. Тимофеев

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна