ТЕНЬ БОГА

«…В тени крыл Твоих укрой меня»
(Пс 16,8)

В странах Ближнего Востока, почти сожженных солнцем, тень, отбрасываемая деревом, — необыкновенная ценность. В тени можно отдохнуть, набраться сил. Эта картина по-особенному говорит нам о заботе, которую Господь проявляет по отношению к Своему народу. Тень, в которой прячутся верующие, имеет в себе что-то божественное, это действительно тень Господа, брошенная на людей. В ней даже тяжело больные находят силы.

Тень, отбрасываемая деревом, позволяет отдохнуть, как напоминает нам притча о горчичном зерне: «Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк 4,31-32).

В античные времена тень считалась даром богов, которым язычники поклонялись на холмах в тени деревьев. Об этом напоминает пророк Осия, предсказывая израильтянам их возвращение к отеческому богопочитанию: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодейству ют невестки ваши» (Ос 4,13).

Также цари, которые, благо даря своей силе, сравнивались с дубами и другими мощными деревьями, «раскидывают тень» на своих подданных. В этой тени люди находят уверенность и охрану. Но это не может нравиться истинному Богу. Поэтому тем, кто так поступает, Он говорит: «Горе непокорным сынам, … которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием» (Ис 30,1-3).

Израиль является народом, который развивается словно дерево, за которым ухаживает Бог, стремящийся всю Свою тень раскинуть над всеми народами: «Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» (Иез 17,22-23). Господь заключает Завет с Израилем и берет на Себя ответственность окружить заботой свой избранный народ. Эта тень идет за облаками, которые появляются там, где присутствует Господь: «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис 4,5-6).

В тени облака Божественного присутствия является Христос. Он является местом Божьей опеки над народом Нового Завета и инструментом оздоровления: уже не только прикосновение к одежде Иисуса исцеляет, но даже тень проходящего мимо Петра: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян 5,15).

Тень означает присутствие избранных Богом Иисуса и Пресвятой Девы Марии и стала знаком особенной охраны и опеки, вытекающей из этого избрания. Мы замечаем это в момент Благовещение, когда Ангел говорит Марии: «…Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1,35).
Тень, отброшенную Божественным облаком, увидят апостолы на горе Преображения. И услышат подтверждение божественности Сына: «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк 9,34-35).

Мы в безопасности, пока ходим в тени Божьего присутствия.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна