Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в торжество Успения Пресвятой Богородицы. 15 августа 2021 г., площадь Св. Петра

Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в торжество Успения Пресвятой Богородицы. 15 августа 2021 г., площадь Св. Петра

Дорогие братья и сестры, добрый день!
Благословенного вам праздника!

В сегодняшнем Евангелии торжества Взятия Пресвятой Богородицы на Небеса воспроизводится литургический гимн Magnificat. Этот хвалебный гимн является своего рода «фотопортретом» Богородицы. Мария «радуется о Господе», но почему? Потому что, как прозвучало в том же евангельском чтении, «призрел Господь на рабы Своей» (ср. Лк 1,47-48).

Секрет Марии – смирение. Именно Ее смирение привлекло к Ней взгляд Бога. Люди обычно предпочитают зреть великое и позволяют внешнему блеску ослепить себя. Но не так смотрит Бог: Он не позволяет обманчивой внешности ввести Себя в заблуждение, а взирает на сердце (ср. 3 Цар 16,7). Лишь смирение способно Его очаровать. Смиренное сердце способно очаровать Бога. И сегодня, созерцая Вознесение Марии, мы с полным основанием можем утверждать, что смирение – это и есть ведущий на Небеса путь. Слово «смирение» (в европейских языках), как известно, происходит от латинского слова humus, означающего «земля». Это парадоксально: чтобы подняться на высоту, взойти на небеса, необходимо, подобно земле, оставаться внизу! Как раз этому учил Иисус: «унижающий себя возвысится» (Лк 14,11). Бог возвышает нас не по причине нашей одаренности, нашего богатства, не в зависимости от того, насколько мы успешны в делах, а в зависимости от присущего нам смирения. Богу угодно смирение. Бог возвышает того, кто смиряется себя; Он продвигает того, кто служит. Характерно, что Мария не приписывает Себе никакого другого «титула», кроме звания «рабы», предназначенной для служения: Она «раба Господня» (Лк 1,38). Больше Она не сообщает о Себе ничего: Она и не желает для Себя ничего другого. Она желает быть исключительно рабыней Господа.

Так спросим же сегодня самих себя, каждый из нас да спросит себя, заглянув в свое сердце: а как у меня обстоит дело со смирением? Хочу ли я, чтобы меня «узнавали», стремлюсь ли к самоутверждению, к похвалам окружения или же у меня на первом плане стоит ? Умею ли я внимать, как это делала Мария, или же предпочитаю говорить сам, привлекать к себе внимание? Умею ли я хранить молчание, как это было свойственно Марии, или же охотно предаюсь пустой болтовне? Умею ли я отступить на шаг, разрешить конфликты и споры, или же главное для меня – преуспевать? Давайте задумаемся обо всём этом. Пусть каждый из нас задастся вопросом: а как у меня со смирением?

Умалившая Себя Мария первой завоевала Небеса. Секрет Ее успеха как раз и заключается в том, что Она вполне сознаёт Свою незначительность, сознаёт Свою «нищету». Только тот, кто отдает себе отчет, что перед Богом он ничто, может получить от Бога всё. Только тот, кто делает себя перед Богом «пустым», может быть Им «наполнен». Мария «полна благодати» (Лк 1,28) именно благодаря Своему смирению. Для всех нас смирение должно стать обязательной отправной точкой, первым актом нашей веры. Очень важно всегда ощущать себя нищим духом, нуждающимся в Боге. У того, кто наполнен самим собой, не найдется места для Бога. Зачастую мы так бываем наполнены сами собой, что в нас не остается места для Бога. Лишь смиренный может позволить Господу совершить через него нечто великое (ср. Лк 1,49).

Поэт Данте вкладывает в уста Девы Марии слова о том, что Она «смиренней и возвышенней всего» (Божественная комедия, Рай, XXXIII, 2). Как это приятно сознавать, что самое скромное и возвышенное Существо в истории человечества, первое Существо, «завоевавшее» Небеса всем Своим естеством, душой и телом, провело большую часть своей жизни в домашних стенах: Она прожила Свою жизнь в самых обычных условиях, в скромности и смирении. «Дни благодати» были не столь уж яркими. Они монотонно сменяли друг друга, часто бывали похожи один на другой как две капли воды, они протекали в безмолвии, в них не было ничего необычного… Но в каждый из этих дней Бог неизменно оставался с Марией, не теряя Ее из виду. Он восхищался Ее смирением, Ее искренностью, Ее внутренней красотой, чистотой Ее сердца, не оскверненного никаким грехом.

Во всём этом заключено предназначенное всем нам послание надежды. Оно обращено к нам и к вам, живущим в монотонности трудовых, нередко крайне утомительных и тяжелых будней. Мария сегодня напоминает всем вам, что Бог призывает вас к столь же славной судьбе. Это не красивые слова – это правда. Это не искусственно выдуманный хэппи-энд, благочестивая иллюзия или ложное утешение. Нет, это правда, это сама реальность, столь же реальная, столь же живая и истинная, как истина о том, что Матерь Божия вознеслась на Небеса. Так давайте же отпразднуем сегодня это событие с сыновней любовью, отпразднуем его со смиренной, но воодушевленной радостью надеждой однажды оказаться на Небесах вместе с Ней!

И помолимся теперь к Ней: попросим, чтобы Она сопровождала нас в нашем странствии по маршруту, ведущему с земли на Небеса. И пусть Она напомнит нам, что секрет успеха этого странствия заключается в одном слове – «смирение». Не забудем ни на миг это слово, о котором нам постоянно напоминает . Смирение и служение – вот секреты достижения цели, достижения Небес.

Перевод «Сибирской католической газеты»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна