Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в 29-е Рядовое воскресенье. 22 октября, площадь Св. Петра

Слово Папы Франциска перед чтением молитвы «Ангел Господень» в 29-е Рядовое воскресенье. 22 октября, площадь Св. Петра

Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!

Евангелие сегодняшнего воскресенья (Мф 22,15-21) рассказывает о новом столкновении Иисуса с Его противниками. Предметом обсуждения была подать Цезарю, острый и злободневный вопрос о том, законно ли платить подать императору Рима, которому во времена Иисуса подчинялась Палестина. Отношение к этому было разным. Поэтому вопрос, который задали фарисеи Иисусу: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» — (Мф 22, 17) представляет собой ловушку для Учителя. Действительно, в зависимости от того, как Он ответит, Иисуса можно было обвинить в том, что Он сторонник или противник Рима.

Но Иисус также и в этом случае отвечает спокойно и использует этот лукавый вопрос для того, чтобы дать важный урок, отставив в сторону полемику противоборствующих сторон. Он говорит фарисеям: «Покажите Мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему динарий, и Иисус, посмотрев на монету, спрашивает их: «Чьё это изображение и надпись?». Фарисеи только и могли, что ответить: «кесаревы». Тогда Иисус заключает: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (ср. ст. Мф 22,19-21). С одной стороны, побуждая вернуть императору то, что ему принадлежит, Иисус заявляет, что уплата налогов является не идолопоклонством, а обязанностью по отношению к земной власти. С другой стороны, — и здесь Иисус попадает в самую точку, – напомнив о первенстве Бога, Он просит отдавать Ему то, что надлежит Ему как Господу человеческой жизни и истории.

Ссылка на образ Цезаря, выгравированный на монете, говорит о том, что это правильно — ощущать себя полностью, с правами и обязанностями, гражданами государства. Но символически она заставляет думать о другом образе, который запечатлён в каждом человеке: это образ Бога. Он Господь всех, и мы, сотворённые «по Его образу», принадлежим прежде всего Ему. Из вопроса, заданного фарисеями, Иисус извлекает наиболее радикальный и жизненно важный вопрос для каждого из нас: кому я принадлежу? Семье, городу, друзьям, школе, работе, политике, государству? Да, конечно. Но прежде всего — напоминает нам Иисус — ты принадлежишь Богу. Это фундаментальная принадлежность. Именно Он дал тебе всё, кем ты являешься и что имеешь. Таким образом, нашу жизнь мы можем и должны проживать изо дня в день в постоянном осознании этой нашей основной принадлежности, в благодарности сердца к нашему Отцу, Который сотворил каждого из нас уникальным, неповторимым, но обязательно по образу Своего возлюбленного Сына, Иисуса. Это прекрасная тайна.

Христианин призван принимать конкретное участие в человеческой и социальной деятельности, не противопоставляя Бога кесарю; такое противопоставление является выражением фундаментализма. Христианин призван конкретно действовать в земных реалиях и просвещать их светом, исходящим от Бога. Полное упование на Бога и надежда на Него должны повлечь за собой не бегство от действительности, а, напротив, желание своим трудолюбием возвращать Богу то, что принадлежит Ему. Именно поэтому верующий человек смотрит в будущее, в реальность Бога, полноценно живя земной жизнью и с мужеством отвечая на её вызовы.

Дева Мария да поможет нам жить всегда в соответствии с образом Бога, который мы носим в себе, внося также наш вклад в созидание земного града.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна