Невеста Бога: учение Православной Церкви о Богоматери

Невеста Бога: учение Православной Церкви о Богоматери

4 декабря Церкви, живущие по юлианскому календарю (в частности, Греко-Католическая и Православная) празднуют Введение во храм Пресвятой Девы Марии. «» — в этом имени содержится вся тайна спасения человека от греха и вечной смерти. В праздник Введения начинается история служения Девы Марии Богу и людям. Сегодня мы предлагаем нашим читателям вспомнить о том, чему Восточная учит о Богородице.


Вечная Дева

Святость Пресвятой Богородицы лучше всего выражается именем Приснодева, которое буквально можно понимать как «вечная Дева». Но девство Марии — это не просто физическое состояние, которое сохранилось и до рождения Ею Христа, и после. Прежде всего приснодевственность означает, что в душе Марии не действовали никакие чувственные и себялюбивые желания и страсти. Душа Ее была подвластна одному Богу, стремилась только к Нему. Это было всецелое обращение к Господу, полное посвящение Ему всех сил души и тела, всей Своей жизни. Быть подлинно рабой Господней и значит быть Приснодевой, не имеющей плотских стремлений. Телесная девственность — только внешний знак этой духовной целостности и чистоты.

Когда Божия Матерь ощутила присутствие Спасителя во чреве Своем, Она в духовной радости произнесла: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спаси теле Моем, и этими словами исповедала, что рожденный Ею Бог есть и Ее Спаситель.


Одна из человеков

Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей, Иоакима и Анны, родилась, будучи испрошенной многими молитвами и слезами; о Ее рождении возвестил родителям Ангел. Но Ее зачатие и рождение совершились общим для всего человечества образом, Она, как и все люди, была причастна наследственному греху. Из Евангелия можно видеть, как проявлялся в Ней грех. Мария, еще не обновленная благодатью воскресения, не поняла сказанных Ей двенадцатилетним Спасителем слов о Боге Отце. В другой раз, руководствуясь материнским чувством, Она требовала от Иисуса сыновнего повиновения и прерывала Его речь, когда Он говорил поучение народу. К высшему совершенству Божия Матерь была возведена в день Пятидесятницы, когда на Нее, вместе с прочими апостолами, сошел Святой Дух.

Святой Дух сходил на Приснодеву дважды. В первый раз — после благовестия о рождении Спасителя, произнесенного Архангелом Гавриилом. Ее, уже чистую высшей человеческой праведностью, Дух соделал благодатно-чистой, сотворил Ее способной принять в себя Бога Слово и быть Ему Матерью. Она, хранившая себя от всякого помысла и ощущения сладострастного, стала совершенно неприступна для этих помыслов и ощущений, какой и должна быть Дева, избранная для служения, превосходящее служение Херувимов и Серафимов.

Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы. Тогда Святой Дух уничтожил в ней власть греха, общую для всех людей, сотворил Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа. Этого не произошло при первом схождении Духа на Приснодеву, потому что разрушение вечной смерти было плодом жизни, Крестной смерти и Воскресения Христа: прежде оно не могло иметь места.


Не по естественным законам

Зачатие Богочеловека в утробе Девы произошло не по естественным человеческим законам. Если бы Дева зачала от мужского семени, то родившийся унаследовал бы прародительский грех и не стал бы Новым Человеком, Новым Адамом, родоначальником новой безгрешной жизни и неиссякаемым источником освящения. Для Своего воплощения Бог заменил действие мужского семени творческой силой Духа Святого.

Евангелие повествует, что Деве явился Архангел и сказал, что Она зачнет и родит Сына Всевышнего. Чистая Дева, Которая никогда не помышляла ни о ком и ни о чем, кроме Бога, спросила, как это возможно, и Архангел ответил Ей: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

Ответ, данный Марией Архангелу, разрешил трагедию падшего человечества. Вся история мира зависела от этого ответа. Бог не нарушает свободы человека, а это значит, что Мария могла сказать Архангелу «нет». Воплощение было не только делом Святой Троицы, но и делом воли и веры Пресвятой Девы.

Пречистая Дева от всего человеческого рода свободно принесла Свою чистейшую кровь в дар Богу для воплощения Богочеловека. Свободное послушание Марии уравновешивает свободное непослушание Евы. Поэтому Мария называется Второй Евой, как Сын Ее — Вторым Адамом.


Ни боли, ни страдания…

Богочеловек зачат божественно и рожден божественно. Богоматерь не испытывала в родах ни боли, ни страдания. Все это — наказание за грех, который не имел здесь места. Безболезненность Девы при рождении Богочеловека ясно видна из простого и скромного повествования, которое читаем в Евангелии: И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли. Обычные роды приводят женщину в изнеможение, ей требуется посторонняя помощь, но Дева Сама повивает Новорожденного и кладет Его в ясли, не испытывая при этом никаких физических страданий, ведь Она родила Саму Жизнь и Подателя Жизни.

Рождение Богочеловека происходило по законам природы и одновременно превосходило их. Господь родился обычным человеческим образом спустя девять месяцев после зачатия. Но при этом девство Богоматери, как печать Ее высшей святости, нарушено не было.

Тело Богочеловека благодаря соединению с Божеством имело особые свойства. Евангелие повествует, что Господь мог становиться невидимым, что он преображался и сиял чудным светом на горе Фавор. После воскресения Господа эти свойства Его Тела проявлялись во всей силе. Точно так поступил Господь и при рождении Своем: Он вышел из утробы Девы, не разрушив печатей девства, не разверзши дверей сего дивного храма Своего.

Чтобы показать с ясностью и точностью рождение Богочеловека от Девы, без мужеского семени, евангелист Матфей говорит, что Дева, обрученная мужу именем Иосиф, не познав мужа, оказалась имеющею во чреве от Святого Духа — явившийся во сне Иосифу Ангел открывает ему это. Приснодева и по Рождестве пребыла Девой. Евангелист пишет: И не знаяше ея [Иосиф] дондеже роди Сына своего Первенца. Но Первенцем называется перворожденный, даже если он единственный. Еще и потому евангелист использует имя Первенец, что, согласно пророчествам, рожденный Мессия должен быть именно первым ребенком. А слово дондеже (пока, до тех пор) хотя и означает определенный срок, однако не исключает и последующего за ним времени.


Жена Иосифа

По закону иудейскому Дева была обручена праведному Иосифу, как человеку из рода царя Давида, к которому принадлежала и Божия Матерь.

Праведный Иосиф сподоблялся Божественных откровений, которых удостаиваются одни только чистые сердцем и телом. Иосиф, узнав от Ангела, явившегося ему во сне, великое значение обрученной ему Девы, осознал свои обязанности относительно Нее и стал Ее служителем. Ангел, являвшийся ему после Рождества, называл Марию уже не женой его, но единственно Матерью Отрока.

Древние иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа; а Божия Матерь и другие ученики Господа скрывали великое таинство от ожесточенных иудеев, которые отвергали и самые очевидные свидетельства и не остановились бы обвинить Святое семейство в богохульстве.

Евангелие упоминает о братьях Иисуса Христа, однако ничего не говорит о том, что Мария рождала других детей. Братьями Богочеловека могли быть либо дети Иосифа от первого брака, либо дети его сестер, которые приходились Господу двоюродными братьями. Но и само предположение, что Святейшая Приснодева, жившая одним Богом, родив безболезненно Богочеловека, могла после этого отвлечь ум от Него единственного и подумать о рождении других детей и плотском соитии, является лишенным всякого смысла.


Мать-ученица

Высшая святость Девы Марии состоит не только в том, что Она могла стать Матерью Богочеловека, но и в том, что Она была самой постоянной и внимательной слушательницей и исполнительницей Его учения. Евангелие говорит о Богоматери: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку, с самого рождения Его, запечатлевала их в сердце.

Иисус Христос — вечный Бог; однако Мария — Его мать в полном смысле слова. Она связана с Ним особыми и очень тесными отношениями, поскольку Иисус для Нее не только Бог и Спаситель, но и Сын. На руках Ее Он провел младенчество и детство. Само рождение устанавливает между матерью и ребенком особую духовную связь, в основе которой — привязанность и любовь. Мария была истинной Матерью своего Ребенка, и то, что Она — Мать человека, не менее важно, чем то, что Она — Мать Бога. Это не умаляет Ее материнства, так же как Божество Иисуса не мешало Ему быть истинным человеком и испытывать к Своей Матери сыновние чувства.

Годы земной жизни Спасителя Богородица провела вместе с Иисусом, оставаясь в смирении и безвестности. На Свои руки Она приняла с Креста Его истерзанное Тело. Тогда предсказанный Ей старцем Симеоном меч страданий, которых Она избежала при рождении, пронзил Ее сердце. И Она первая увидела Его воскресшим.


После Смерти и Воскресения

По вознесении Господа на небо Богоматерь жила в одном доме вместе с апостолами, посвятив все время молитве. В таком молитвенном настроении Она, как и апостолы, приняла в день Пятидесятницы Святого Духа, Который просветил и Ее душу, и Ее тело. Благодатные дары Святого Духа у апостолов, о которых повествует Священное Писание, имелись у Божией Матери в гораздо большей степени.

Она имела и дар пророчества, и дар прозрения, и дар чудотворений, и другие бесчисленные дары, известные только Богу и Его Матери. Тень, которую отбрасывал апостол Петр, исцеляла больных. Эту тень, изображавшую Петра, можно считать его образом, иконой. И иконы Божией Матери до сих пор творят чудеса, проповедуют, свидетельствуют истину учения Христова.

Приснодева, наиболее близкая к Богу из всех сотворенных существ, должна была, как и прочие люди, подчиниться закону смерти: ибо прах ты и в прах возвратишься. В час успения Божией Матери душа Ее отделилась от тела, а тело было предано погребению. Но это была живоносная смерть, начало новой жизни. Поэтому она именована не смертью, а успением.

 

Источник: Никея

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна