«Мы заинтересованы в сильном Православии», — убежден генеральный секретарь Конференции Католических Епископов России
В пятницу в
Католические приходы спорадически разбросаны по всей территории РФ и составляют лишь 1% от числа всех зарегистрированных религиозных организаций в России. По словам Ковалевского, «католики – это объективно меньшинство в России, но, тем не менее, меньшинство традиционное, и присутствовало оно на этих землях испокон веков. До XVIII века это были купцы, а после изменения границ Российской империи, в частности после раздела Речи Посполитой и Польши, в состав государства вошли огромные территории с преимущественно католическим населением».
Судьба католиков в России в царские времена не раз менялась. На их численности и расселении сказались последствия польских восстаний в XIX веке, за которыми последовали высылки католиков в Сибирь, вглубь России. Сейчас Западная и Восточная Сибирь – это две огромные католические епархии, где очень рассредоточенно живут потомки сосланных поляков, немцев, литовцев и других исповедующих католицизм народов. К началу XX века достаточно большая католическая община сформировалась в Санкт-Петербурге, когда город был российской столицей.
После Октябрьской революции католики пострадали от властей не меньше верующих других конфессий. В результате более чем полувековых гонений к началу 1990 года на территории России было всего лишь два действующих католических храма – церковь Святого Людовика Французского в Москве и храм Лурдской Богоматери в Санкт-Петербурге.
Сегодня самая многочисленная в РФ католическая община располагается в Москве. По приблизительным подсчетам, в городе и Подмосковье насчитывается до 50 000 католиков. Однако в столице не очень много храмов и приходов, меньше, чем, скажем, в Питере.
По словам Игоря Ковалевского, два действующих католических храма и строящийся третий – это слишком мало для московских католиков. «Это главная наша проблема в столице. До революции в Москве была церковь Святого Людовика и приход Святых апостолов Петра и Павла. Последний разросся, и возникла потребность в новом помещении для культа – так возник храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который в настоящее время является нашим Кафедральным собором. А сам храм Святых апостолов Петра и Павла, к сожалению, был приватизирован, и суд признал законность этой приватизации», – рассказывает отец Игорь.
Абсолютное большинство верующих в католических приходах – граждане России, для которых, даже несмотря на то, что многие из них имеют польские, немецкие или литовские корни, родными являются русский язык и русская культура. Потому службы проходят на русском языке.
Отношения между католиками и православными, невзирая на догматические расхождения Церквей, остаются хорошими. «Католическая община в России сама по себе малочисленна, она призвана сотрудничать с общиной православной, только тогда мы сможем полноценно развиваться. Поэтому, скажем так, мы заинтересованы в сильном Православии. Стоит помнить о том, что Католическая и Православная Церкви очень близки друг другу. У нас практически одинаковое вероучение по очень многим вопросам. Единственный фундаментальный вопрос, который нас разделяет, это роль Папы, епископа Рима», – считает Игорь Ковалевский. По его словам, у двух Церквей есть общие ценности, которые они должны сообща защищать перед лицом современного секулярного мира.
Кстати, католикам приходится развенчивать стереотипы о прямой ассоциации католицизма с современной западноевропейской культурой. По словам Ковалевского, сегодня Европа нуждается в новой евангелизации, поскольку она постепенно теряет свои христианские корни: «Это очень серьезная проблема, главный вызов современной европейской культуры – ее антирелигиозность». Как считает генеральный секретарь Конференции Католических Епископов России, нынешний понтифик Бенедикт XVI старается напоминать европейцам о христианской традиции и ценностях, а потому не вписывается в нынешнюю линию дехристианизации Европы, не предусматривающую никакого места для Бога.
Уже несколько лет и среди православных, и среди католиков идут дискуссии о возможности визита Папы Римского в Москву и встречи с Патриархом Московским и всея Руси. Как напоминает «НГ», нынешний предстоятель Русской Православной Церкви уже встречался с нынешним понтификом – тогда кардиналом Йозефом Ратцингером, – будучи в сане митрополита и возглавляя Отдел внешних церковных связей. Российские католики смотрят на встречу глав двух Церквей рационально. «Ни православные, ни католики не желают, чтобы это была только протокольная встреча. И поэтому мы думаем, что это общение станет возможным тогда, когда на это будет воля Божия», – говорит Игорь Ковалевский.