Круглый стол «Бог есть любовь: милосердие в разных религиозных традициях» состоялся в Москве

Круглый стол «Бог есть любовь: милосердие в разных религиозных традициях» состоялся в Москве

Круглый стол «Бог есть любовь: в разных религиозных традициях» состоялся 13 марта в Большом зале Библиотеки иностранной литературы им. М.А. Рудомино. Инициаторы встречи – представительство Общины святого Эгидия в России – пригласили обменяться опытом и поделиться своими соображениями о сотрудничестве в области милосердия представителей разных религий и конфессий.

Круглый стол вел Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России. Он сообщил, что мероприятие проходит «в духе » – имеется в виду инициатива Иоанна Павла II, собравшего впервые в в 1986 г. представителей разных религий, чтобы вместе обсудить вклад религий в дело мира. Подобные встречи в проходят регулярно в течение 30 лет, они помогают наладить взаимодействие разных религиозных общин, в том числе – в делах милосердия. «Верующие люди встречаются именно у милосердия. Бедные, страдающие объединяют нас больше, чем богословские споры. Милосердие заставляет каждого задуматься о том, что находится в центре его веры», – сказал А. Салаконе и привел примеры сотрудничества Общины св. Эгидия с протестантами, мусульманами и другими в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии и разных частях мира.

6К участникам встречи обратился с приветствием Апостольский нунций в РФ архиепископ . Вспомнив свой опыт работы в качестве постоянного наблюдателя Святейшего Престола в (2002-2010 гг.), он обратил внимание на то, что международные организации ставят конкретные задачи по борьбе с бедностью в мировом масштабе, реализуют специальные программы, но достичь цели не удается. Одной из причин этой неудачи нунций считает принципиально неверный подход: «Меня удручает подход, основанный только лишь на правах человека. Он исключает любовь». Однако без любви не может существовать даже самое справедливое , которое соблюдает , продолжил архиепископ Мильоре: «Нет ни одного справедливого государственного устройства, в котором служение милосердной любви могло бы быть лишним. В нашем мире всегда будет страдание, нужда в утешении и помощи, одиночество, когда необходимо проявление личной, конкретной любви». Евангельский подход предполагает не только материальную помощь бедным и нуждающимся, но в не меньшей степени – «заботу о душе, духовную поддержку», заключил церковный дипломат.

«Спешите делать добро» – этот призыв «святого доктора» Федора Гааза, католика, чья святость проявилась на русской земле, напомнил архиепископ , митрополит католической архиепархии Божией Матери в Москве. По его словам, «интересоваться другими людьми» – это естественная потребность, «элементарный закон», который существует в сердце каждого человека, независимо от вероисповедания. Абсолютно универсальным является также древнее правило: «Делай другому то, что хотел бы, чтобы делали тебе». «Это могло бы стать важной темой диалога между религиями, чтобы творить вместе дела бескорыстной любви», – сказал архиепископ. Для христиан же необходимо осознавать также, что дела милосердия не менее важны для того, кто их делает, чем для того, кто является объектом заботы. «Чем больше мы живем потребностью разделить жизнь с другими, тем больше мы реализуем себя… Я сам стал с молодежью заниматься делами милосердия, чтобы пережить любовь Бога ко мне», – рассказал глава московской католической архиепархии.

С ним согласен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по церковному социальному служению г. Москвы, который также обратил внимание на важность дел милосердия для тех, кто их творит. Ссылаясь на св. прав. Иоанна Кронштадтского, священник подчеркнул: «Творя милостыню, мы исправляем свои грехи, иначе милостыня обесценивается. со страждущим должна помочь нам самим, если мы способны на внутреннее делание». Милосердие, по его словам, открывает «третье измерение», если это не просто «распределение земных благ, а духовное делание, , которую посылает Бог». Необходимым условием милосердия о. Михаил считает личное общение, и в этом плане он призвал брать пример с Общины св. Эгидия – ее члены, как правило, знают имена и судьбы тех, кому помогают.

Имам Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, подчеркнул, что если для христиан главный императив – любовь, то Коран в качестве основного императива называет милосердие. Это хорошая основа для взаимопонимания и взаимодействия религий. Но, отметил он, диалог не состоится, если каждый из участников будет считать, что причастен абсолютной истине, а все другие попадут в ад. Выступавшему близок богословский подход, согласно которому «милосердие Всевышнего коснется абсолютно всех» – если исходить из этого, не придется убеждать другого в правоте своей веры, можно просто «открывать свое сердце другому». Имам утверждал, что сегодня «храмы и мечети стоят пустые», что нынешняя молодежь «не с Богом», и призывал Церковь в Европе «открыть свои двери для мигрантов», а европейские мусульманские общины – приютить единоверцев.

«Храмы наполняются, когда есть конкретные дела милосердия», – отреагировал А. Салаконе, который также рассказал о католических приходах, помогающих беженцам.

Раввин Меир Маневич, заместитель главного раввина Москвы, затронул в своем выступлении множество тем. Размышляя о том, как «на практике» уподобиться Богу тем, кто создан по Его образу и подобию, как «отблагодарить Бога за Его дары», раввин предложил простой ответ: «делать Его дела в этом мире». Он рассказал о традициях милосердия в еврейском обществе: в Израиле, например, нет детских домов – немыслимо, чтобы родственники отдали сироту на попечение государства; детей в семьях приучают к милосердию с самого раннего возраста; люди, находящиеся в тяжелом положении и получающие помощь, обязаны поделиться малой ее частью с теми, кто тоже нуждается. «По закону нашей веры милосердие пронизывает жизнь человека от рождения до смерти», – сказал раввин, побудив участников круглого стола задуматься о воспитании милосердия.

В заключение выступавших поблагодарил представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон. А. Салаконе выразил надежду, что из этой первой встречи подобного формата вырастут плоды реального сотрудничества в делах милосердия.

 

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна