Конференция «Восточная политика Ватикана, Советский союз и Русская Православная Церковь» (день второй)

Конференция «Восточная политика Ватикана, Советский союз и Русская Православная Церковь» (день второй)

Как уже сообщалось, 20-21 июня в Москве проходила международная конференция «Восточная Ватикана, Советский союз и Русская Православная Церковь» (1958-1978), организованная Институтом Всеобщей истории РАН, Папским комитетом исторических наук, ОВЦС МП, Ассоциацией содействия развитию академической науки и образования.

(Подробнее о первом дне форума см. ЗДЕСЬ)

Второй день форума был посвящен обсуждению «церковного взгляда» на восточную политику Ватикана – со стороны Православной и Католической Церквей, а также региональных общин, включенных в этот процесс. Доклад сотрудника Папского совета по содействию христианскому единству священника Иакинфа Дестивеля «От унианизма к экуменизму: в послевоенные десятилетия» зачитал президент Папского комитета исторических наук Бернард Ардура. Автор доклада отмечает, что путь Католической Церкви от унианизма к экуменизму «не был поспешным, а был долгим созреванием». После Второй мировой войны Святой Престол подчеркивал запрет на участие католиков в собраниях экуменического характера, и на учредительном собрании Всемирного совета Церквей в Амстердаме не была представлена официально. Впоследствии инструкции для епископата содержали более позитивные суждения об экуменическом движении. Описывая этот путь, автор доклада отметил важные, сыгравшие роль факторы: появление блестящих людей, давших импульс этому процессу, таких, как Павел VI и Иоанн XXIII, а также Вселенский патриарх Афинагор. Роль катализатора встреч сыграли также опыт Второй мировой войны, контакты с представителями русской эмиграции. В 1964 году Павлом VI и Константинопольским патриархом Афинагором была подписана декларация о снятии анафем.

Историк Михаил Шкаровский (Санкт-Петербургская духовная академия) посвятил доклад отношениям Московского патриархата с Ватиканом в 1958-1964 гг. Напряженные отношения между ними стали меняться в 1962 году, когда изменилось отношение к Папе руководства . У Хрущева «появились планы поправить экономическое положение страны за счет стран Запада», и связующим звеном был выбран Папа Римский. Через него советские дипломаты стали «наводить мосты». Докладчик отметил важную роль митрополита Никодима (Ротова) в изменении отношения ко Второму Ватиканскому собору, на который благодаря его усилиям были направлены наблюдатели от . Одним из условий участия наблюдателей было освобождение из заключения греко-католического епископа Иосифа (Слипого), и он был освобожден. Наблюдатели присутствовали на первой сессии, но уже на второй «позиция КГБ стала более нетерпимой». Подводя итог, докладчик отметил, что несмотря на давление со стороны органов власти, имела свою собственную систему оценки II Ватиканского собора, наблюдатели присутствовали на всех 4-х сессиях. С конца 50-х годов группа архиереев Московского патриархата, таких, как митрополит Никодим, пыталась расширять международные связи, в результате чего были установлены контакты с рядом государств мира, что снизило антицерковные гонения в , убежден докладчик.

Борис Филиппов (Православный Свято-Тихоновский государственный университет) представил доклад «Павел VI и кардинал Стефан Вышиньский: диалог о «восточной политике» Ватикана. По страницам «Pro memoria» кардинала Вышиньского». Историк обратил внимание на различие в отношениях к коммунистическому режиму Папы Павла VI и кардинала Вышиньского. После поражения Венгерского восстания в 1956 году появилась убежденность, что коммунизм будет существовать долго, и потому необходимо вести переговоры с победителями. Вышиньский объяснял: марксистская доктрина устарела. Коммунистам не удалось создать атеистического общества. Также в это время фиксируется панический страх перед Россией, возникает понятие «русский комплекс». Вышиньский во время визитов в объяснял всем, что такое коммунизм, и что такое — . «Для него страх был неприемлем. Он рассматривал борьбу с коммунизмом как историческую  миссию, — подчеркнул выступавший. – Он был убежден, что строй, который опирается на пушки, развалится по причине своей внутренней слабости».

Другому известному деятелю  — словацкому  епископу Паволу Гнилице – посвятила свой доклад Эмилия Грабовец (Факультет римско-католического теологии свв. Кирилла и Мефодия университета им. Коменского, Братислава/ Папский комитет исторических наук). В центре внимания епископа П. Гнилицы, эмигрировавшего из Чехословакии, – были проблемы стран «молчащей Церкви». Гнилица писал Папе Павлу VI о необходимости  изучать социальные вопросы, собирать сведения о доктрине и практике коммунизма, заниматься причинами, по которым коммунистические идеи привлекают сторонников. С Папой его сближал «духовный взгляд» на коммунизм: Папа часто говорил о «воплощении лукавого»  — в то время, когда «сатана казался мифом средних веков». Гнилица под видом туриста посетил Россию и произнес слова посвящения ее Деве Марии в Архангельском и Успенском соборах Кремля. «Был убежден, что благодаря заступничеству Девы Марии произошли перемены», —  подытожила докладчица.

Часть докладов была посвящена восприятию «Остполитик» верующими Советского союза – православными и католиками. Свои доклады представили Атташе по культуре при Посольстве Ватикана в РФ Джованна Парравичини, Инесе Рунце (Институт философии и социологии, Латвия) и Алексей Юдин (РГГУ).

Джованна Парравичини в докладе «Католический «тамиздат» в контексте «Остполитик» изложила основные этапы эволюции «самиздата» и «тамиздата», отметив ряд их феноменальных особенностей. Именно «тамиздат», по мнению докладчицы, привлек к работе церковных деятелей Запада, и таким образом возникли связи между Западом и Востоком. «Тамиздат» стал культурным событием для самих западных стран. Например, издательство ИМКА, выпустившее больше всего православной литературы, выросло из протестантской организации. Радио «Свобода» с 1969 года передает почти все материалы в СССР, таким образом книги «самиздата» становятся доступны миллионам советских слушателей. Порядка 2 млн. книг преодолели железный занавес, и прежде всего это – «Брюссельская Библия». Были выпущены книги общеобразовательного характера, христианских авторов I тысячелетия и позднейших, как православных,  так и католических. Джованна Парравичини обратила внимание на «синергию Запада и Востока», и на два понимания экуменизма: первый – дискредитированный – когда речь идет о примирительной позиции иерархии, и второй, о котором говорили Папы Франциск и Иоанн Павел II – «это дружбы», и в данном случае — «тамиздата». Джованна Парравичини коснулась деятельности «Руссикума», публиковавшего тексты литургического характера, Ирины Посновой, основательницы издательства «Жизнь с Богом», о. Романо Скальфи. Так развивалась миссионерская перспектива, вызревало желание единства, признание традиции православного Востока, с одной стороны, и желание приобщить православных к духовному богатству Католической Церкви, с другой. В то же время Дж. Парравичини отметила сдержанность иерархии, официальных деятелей «Остполитик». Работая в центре Russia Cristiana, Дж.Парравичини наблюдала эту сдержанность, и в то же время – одобрение. Но и представители православной иерархии, отметила она, которые просили прессу не говорить о гонениях в СССР, увозили в Россию «чемоданы запрещенной литературы».

Инессе Рунце представила доклад «Восточная политика Ватикана в самиздате иезуитов Литвы в 1972-1978 гг». Главное нелегальное издание литовских католиков – «Хроника Католической Церкви» — оказалось «тайным ударом» для советского режима. «Хроника» была популярна, и как отмечал в своих воспоминаниях епископ Сигитас Тамкявичюс, ее издание было бы невозможно без помощи русских диссидентов. «Хроники» контрабандно вывозились из Литвы. В них ничего не говорилось об отношениях  между СССР и Ватиканом, главное было – донести до Ватикана сведения о религиозной ситуации в СССР. Однако, отметила докладчица, возникло ощущение, что «Ватикан «Остполитикой» предал верующих, не понимает происходящего». В 1972 – 1978 гг было два обращения литовских католиков к Папе Римскому, одно – незадолго до смерти Папы Павла VI, второе – после избрания Иоанна Павла II . «Если в 1972 году чувствуется пессимизм литовских католиков в свете «Остполитик», то во время Кароля Войтылы можно видеть прилив надежды на перемены», — отметила докладчица. Но создатели «Хроники» столкнулись с преследованиями. Епископ Тамкявичюс был арестован и находился в заключении вплоть до «горбачевского периода». После возвращения стал епископом Каунасским, и это было признание Римом, подытожила Инессе Рунце.

Историк Алексей Юдин в докладе «Реакция католиков Советского Союза на «Остполитик» Ватикана (по материалам католического самиздата)» рассказал, как был «переформатирован» в русле «Остполитик» курс Русского католического апостолата, первоначально опиравшегося на идеи философа Владимира Соловьева.

В программе конференции также были заявлены выступления Анны Вишиванюк (Институт Всеобщей истории РАН), Стефано Каприо (Папский восточный институт, Рим), Роберто Риголи (Папский Григорианский университет).

Конференция завершила работу 22 июня.

 

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна