К 20-летию религиозной свободы: Как всё начиналось…

Освящение Кафедрального собора было настолько выдающимся событием в глазах посетивших в тот день Новосибирск паломников, что они не забыли его и спустя многие годы… Те пожилые католики, бабушки и дедушки, которые спустя десятки лет смогли, наконец, побывать на Мессе в настоящем католическом храме, говорили: «Теперь нам и умереть не страшно…» Многие другие так и не дожили до этого счастливого дня, но тоже приближали его как могли – своей молитвой, своим мужеством в испытаниях, своими слезами и решимостью во что бы то ни стало отстоять свое право на исповедание католической веры. О том, как в августе 1982 г. в Новосибирске была официально зарегистрирована католическая община, рассказывают документы государственного архива.

7 февраля 1982 г. Лидия Ярыгина, которой к тому времени было 58 лет, обратилась к уполномоченному Совета по делам религий по Новосибирской области тов. Николаеву с просьбой зарегистрировать общину римских католиков.
Из ее собственноручного заявления можно было узнать, что годом раньше общине было позволено зарегистрироваться с условием, что ее члены соберут деньги на приобретение дома. Кроме того, уполномоченный дал разрешение пригласить «ксендза». «Ксендзом» был отец Иосиф Свидницкий. К заявлению были приложены списки свыше двухсот человек, которые идентифицировали себя с католической традицией. Все они были российскими немцами, родившимися в Поволжье, Причерноморье или в изгнании.
В соответствие с канцелярскими правилами рукописное заявление было набрано на пишущей машинке, как и список заявителей, ранее написанный на тетрадных листах. При этом число подписей уменьшилось до 150 человек, которые назвали себя «церковными католиками». Заявление было поддержано Новосибирским облисполкомом, который уведомил об этом письмом Председателя Совета по делам религий в Москве. К письму было приложено заключение областного уполномоченного Николаева о целесообразности регистрации общины католиков. Уполномоченный сообщал, что все католики, это немцы, жившие в Новосибирске с послевоенного времени. К тому времени с момента окончания войны прошло уже более тридцати лет. Всё это время католики не имели возможности легально совершать религиозные обряды. Уполномоченный объясняет почему: в среде немцев нашлись политические экстремисты, которые вели «религиозную пропаганду». Никаких конкретных фактов проявления экстремизма не приводилось, но, скорее всего, речь шла о самодеятельной катехизации. На этом основании за десять лет до описываемого случая местные органы власти уже отказали католикам в регистрации. По мнению уполномоченного, за десять лет положение изменилось к лучшему, ненавистные ему «экстремистски настроенные вожаки общины выехали за пределы области». Можно упрекнуть уполномоченного в политической близорукости: если они уехали в другое место, значит, будут заниматься там тем же самым. Но для уполномоченного это – повод для эйфории, поэтому он одобрил инициативу католиков.
Затем уполномоченный сообщает, что католики, тем не менее, ведут религиозную жизнь и собираются на молитвенные собрания в своих домах. Советское законодательство в то время крайне негативно смотрело на совершение богослужений вне специально отведенных для этой цели помещений, что и стало для властей побудительной причиной к регистрации общины. Уполномоченный Николаев провел несколько профилактических встреч с людьми, подписавшими заявление о регистрации, и около половины отозвали свои подписи. Чиновник мог рапортовать в Москву о том, что реальное число практикующих католиков в городе не превышает 110 человек.
29 июня 1982 года состоялось заседание Кировского райисполкома, на которое было приглашено 29 верующих. Им объяснили, что нужно любить Родину и ее власть, а за это католики получали право на легальное совершение религиозных обрядов. Но и это еще не всё.
8 августа секретарь Кировского райисполкома тов. Дорохова пригласила всю общину на профилактическую беседу. Смогли прийти 78 человек, которым чиновница разъяснила политику Советской власти. Тогда, в 65 году своего существования, советское государство решило окончательно накормить народ, разработав так называемую «Продовольственную программу», и расширить границы социалистического строя на Афганистан. После состоявшейся беседы местная власть разрешила католической общине купить молитвенный дом площадью 65 кв. м. и послало свое положительное заключение в Москву. 18 августа 1982 г. Совет по делам религий разрешил регистрацию общины Римско-Католической Церкви в Новосибирске. Община должна была приобрести здание молитвенного дома на собственные средства и потом передать этот дом на баланс исполкома, т.е. перевести его в государственную собственность.
В итоге, в последний год правления Леонида Ильича Брежнева римские католики в Новосибирске вновь обрели легальную возможность участвовать в святой Мессе. Тем самым было положено начало приходу Непорочного Зачатия на левом берегу Оби, от которого уже после 1991 г. «отпочковался» приход будущего Кафедрального собора.

Священник Сергий Голованов
СКГ № 9/2008 г.

«Бесследно исчезли великие творения человеческих рук, но сохранилась, пройдя через все испытания, вера в нашем народе, сохранилась живая Церковь в этом суровом крае», — сказал в своей проповеди на освящение Кафедрального собора Владыка Иосиф Верт. Одна из таких людей – Мария Ивановна Гохвейс, член той самой, первой зарегистрированной в Новосибирске католической общины, ставшей приходом Непорочного Зачатия на Левобережье, непосредственная участница строительства первого в городе (после 1917 г.) католического храма.

Рассказывает Мария Ивановна Гохвейс: «Мою церковь я строила…»

Сначала наша община собрала деньги, и мы смогли купить дом. Дом был в очень плохом состоянии, но вокруг дома был большой и хороший огород. Сначала Мессы служились в этом доме, но все, кто приходил, в него не вмещались. Мы всей общиной вместе с отцом Иосифом Свидницким решили строить церковь. Старый дом, который там стоял, мы снесли. Сами делали фундамент, на свои деньги покупали строительные материалы и кирпичи. Тогда никто из-за границы нам не помогал. Мы делали всё своими силами и могли рассчитывать только на свои деньги. Каждый давал денег столько, сколько мог. Мы с мужем тоже выделяли деньги из наших пенсий. И всё-всё сами делали! Всю работу. Работали в две смены. Сначала работает первая смена, а потом приходит другая и с новыми силами строит. Один раз случилось так, что мой муж меня потерял. Пошел искать меня. Пришла машина с кирпичом. Это те самые белые кирпичи, из которых наша церковь построена. И все мы с отцом Иосифом пошли разгружать. А дождь лил как из ведра. Мы выгрузили весь кирпич из машины, а потом пустые поддоны из-под кирпича обратно на машину загрузили. Мой муж нашел меня на стройке в час ночи (!) и забрал домой. Мою церковь я строила от и до! Я и говорю: столько труда, столько труда… Очень тяжело нам было строить, ведь все мы уже немолодыми были. В то время я уже была на пенсии… Моя церковь мне очень дорога!

Когда церковь была построена, в нее ходили только немцы и поляки. Поляков было довольно много. Но когда в центре города построили Кафедральный собор, поляки стали ходить на Мессы туда. Когда наша церковь была построена, на Мессу всякий раз приходило не менее двухсот человек. Вы представить себе не можете, сколько здесь перебывало немцев! Каждый, как узнавал, что открылась церковь, то сразу же приезжал. И так со всех краев приезжали. Очень много людей приезжало из районов, особенно на Рождество и Пасху. Тогда очень много пар захотело обвенчаться. Бывало, то священник сразу венчал по две-три пары. Очень много было и крещений. Только в одном доме, где я живу, было очень много немецких семей, и все вместе мы ходили в церковь и молились.
Я очень рада, что в нашу церковь по-прежнему приходят люди, что есть Месса на русском языке, и на нее приходит много русских людей. Я очень хочу, чтобы наша церковь не пустовала, чтобы в ней всегда были люди. Конечно, мы уже постарели, среди нас есть и такие, кому уже за восемьдесят. Я моложе некоторых, но только Богу известно, сколько еще проживу… Но сколько проживу, столько буду защищать свой храм!

Записала Елена Тарасенко
СКГ № 7-8/2003 г.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна