«Двойная» выставка «Менора — культ, история и миф» одновременно открылась в Ватикане и римской синагоге

«Двойная» выставка «Менора — культ, история и миф» одновременно открылась в Ватикане и римской синагоге

С 16 мая по 23 июля в Крыле Карла Великого Музеев Ватикана и в Еврейском музее при римской синагоге проходит выставка «: почитание, , мифы». Уникальная экспозиция является первым совместным проектом двух учреждений и рассказывает об истории семисвечника — меноры, священного символа еврейского народа. Посетители могут увидеть около 150 произведений искусства, в том числе скульптуры, картины, библиотечные манускрипты и иллюстрации.

Об этом событии в интервью Радио Ватикана рассказали кураторы : искусствовед Франческо Леоне и Арнольд Нессельрат, представитель научных отделов и реставрационных лабораторий Музеев Ватикана. Франческо Леоне сказал:

«Менора является мифическим, легендарным семисвечником, который Господь на Синае повелел сделать Моисею в одном слитке из чистого золота: оригинал весил 35 кг. Менора имеет свою древнюю, легендарную историю, схожую со Святым Граалем. С X века до Рождества Христова золотой канделябр находился в Храме Соломона. Это святилище было разрушено вавилонянами и восстановлено народом Израиля после возвращения из вавилонского плена. В истории артефакта были также другие, более или менее легендарные и мифические обстоятельства. Семисвечник был привезён в генералом Титом в 71 году нашей эры, на следующий год после разрушения Иерусалимского храма. Однако из Рима менора исчезла навсегда, вероятно, после его разграбления вестготами Алариха или после нашествия вандалов Гейзериха, и, скорее всего, была увезена в Константинополь. С этого момента менора то появляется, то исчезает, порождая в Риме ряд легенд, мифов и невероятных событий, которые простираются вплоть до XX века. Таким образом, является идеальным местом для проведения этой выставки».

Со своей стороны, профессор Арнольд Нессельрат отметил, что на экспозиции в Музеях Ватикана и Еврейском музее Рима представлен слепок внутреннего барельефа из триумфальной арки императора Тита. На изображении запечатлён момент прибытия в Рим легендарной меноры, трофея из Иерусалима.

Главный экспонат выставки — каменный монолит из израильского городка Магдалы, который был обнаружен только в 2009 году. По этому случаю профессор Нессельрат  сказал:

«Монолит покидает Израиль впервые, и это стало возможным благодаря Израильскому государству. Рельеф меноры на камне был сделан в те дни, когда оригинальный семисвечник ещё находился в Иерусалимском храме. На выставке представлена также христианская реконструкция меноры из итальянского святилища Ментореллы».

Профессор отметил, что канделябры с семью ветвями были для христианства знаком памяти о его еврейских корнях. Иудейский символ стал также христианским элементом, и эта важная идея прослеживается на всей выставке:

«В наше время, когда войны пытаются оправдать религиями, мы хотим показать, что религии не воюют друг с другом, но общаются между собой, —  подчеркнул ватиканский учёный. — Из диалога может родиться нечто прекрасное и конструктивное. Я был очень рад увидеть плакат с менорой вблизи фасада собора Святого Петра; полагаю, что римская выставка, посвящённая меноре, глубоко символична. Для нас очень важен этот диалог, это сосуществование. Мы хотим прийти к обоюдному убеждению, что вполне возможно строить вместе, несмотря на различные точки зрения».

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна