Дневник Синода, 13 октября: “По своей природе брак открыт для плодотворности”

Дневник Синода, 13 октября: “По своей природе брак открыт для плодотворности”

Сегодня продолжилась работа в группах. В начале кто-то, говоря о семье как об иконе Пресвятой Троицы, заметил, что в рабочем документе не хватает отсылок к семье из Назарета, и вспомнил великолепную проповедь блаженного Папы Павла VI в Назарете, которую мы читаем в Бревиарии в праздник Святого Семейства. Нужно терпение, много терпения. В нашей группе снова звучал этот призыв к терпению…

Катехизис очень хорошо говорит о браке, стоит обращаться к нему как можно чаще. Однако было бы полезно, чтобы Папа Франциск издал особый документ о призвании семьи и о браке, который, как авторитетное учительство, упростил бы и гармонически изложил вопросы богословия, права, пастырства семьи, собрав воедино все предшествующее учение Церкви — включая Familiaris consortio [Апостольское обращение Папы Иоанна Павла II о задачах христианской семьи в современном мире], которое вне всякого сомнения сохраняет свою актуальность.

Катехизис говорит об отношениях Иисуса с супругами: «Он пребывает с ними, даёт им силу следовать за Ним, вставать после падений, взаимно прощать, носить бремена друг друга, находиться в повиновении друг у друга в страхе Христовом, любить сверхъестественной, тонкой и плодотворной любовью». В этом смысле супружеская любовь, как говорит св. Иоанн Павел II в своём тексте «Любовь и ответственность», «влечёт за собой тотальность, [совокупность измерений] в которую входят все составляющие личности, вовлечение тела и инстинкта, силу чувства и восприимчивости, стремление духа и воли. Она приводит к глубоко личному единству, которое, кроме телесного единства, ведёт к жизни единой душой и единым сердцем. Она требует нерасторжимости и верности взаимной и окончательной отдачи и раскрывается в плодотворности». Это нормальные характеристики всякой супружеской любви, однако с новым значением, которое не только очищает и консолидирует их, но и возвышает до выражения собственно христианских ценностей.

По своей природе брак открыт для плодотворности. Брак в изначальном замысле Бога, а затем в его актуализации Христом, имеет своим благом именно взаимную любовь и одновременно открытость к новой жизни. Поэтому брак в замысле Бога о человеке представляет собой общность мужчины, женщины и их детей, это путь к появлению новой жизни… Церковь в течение всей своей истории, пусть и в различной степени, но всегда подчеркивала оба аспекта семейного призвания. В Средневековье больше подчеркивалось bonum prolis (благо потомства), поскольку это считалось более объективным аспектом брака, однако, безусловно, не отрицалось и bonum fidei, то есть взаимная верность, взаимная любовь супругов. Быть может, исходя из сознания нестабильности человеческой жизни, тогда не хотели преувеличивать этот второй аспект, ибо известно, что чувства могут меняться и должна сохраняться объективность таинства. Но сегодня, особенно после II Ватиканского Собора, этот аспект подчеркивается значительно больше, и акцент ставится на ценности взаимной любви супругов, в контексте которой bonum prolisпроявляется как ответственность. Потому что детей нужно не только родить, но и воспитать. Вonum prolis настолько связано с браком, что плодотворность не может и не должна быть сведена только лишь к физическому рождению, но по-настоящему раскрывается в процессе воспитания.


Архиепископ

Рим, 13 октября 2015 г.

 

Источник: сайт Архиепархии Божией Матери в Москве

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна